Поиск по блогу

22 июля 2021

Контроль технического состояния колесных пар




Контроль технического состояния колесных пар

Основным условием для выявления неисправностей колесных пар, является встреча поезда «сходу», при которой диагностика производится по состоянию движения ходовой части, колесных пар и рычажной передачи (особое внимание осмотрщики должны обращать на перемещение боковин и надрессорных балок тележек вагонов, на наличие дыма, на пощелкивание, специфический запах смазки, периодическое подергивание буксы).
Пост безопасности должен располагаться на расстоянии не далее 5-6 метров от проходящего подвижного состава. Скорость движения состава должна быть не более 10 км/час. Осмотр состава лучше всего вести на уровне смотровой крышки (по высоте). Железнодорожный путь в районе поста безопасности не должен иметь стыков. Желательно, встречу поезда производить всеми осмотрщиками смены, обращая повышенное внимание на вагоны, находящиеся в головной и хвостовой частях состава.
Для более быстрого и эффективного осмотра затененных мест в деталях и узлах вагона в светлое время суток необходимо использовать карманные фонари. Луч фонаря должен быть направлен под углом 20-40º к отражающей поверхности. Для обнаружения трещин, расположенных под углом к поверхности, имеющих небольшой угол раскрытия необходимо применять зеркало. При постановке зеркала в торец трещины, она будет четко просматриваться.Также необходимо применять зеркало в совокупности с фонарем и для осмотра внутренних поверхностей боковой рамы (наклонный пояс, верхний пояс, места соединения горизонтальных и вертикальных стенок, надбуксовый проем) и надрессорной балки (наклонные поверхности).

Осмотр подвижного состава при встрече «сходу»


Основными признаками неисправностей колесной пары являются:
  • наличие выброса искр из-под колесной пары, идущей юзом (колесо не вращается);
  • стук колесных пар о рельс, имеющих ползуны, навары или неравномерный прокат (при неравномерном прокате тележка галопирует, вагон как бы хромает);
Левая картика - Ползун
Правая - Навар
  • дребезжание тормозной рычажной передачи из-за разрушения роликовой буксы;
  • виляние колеса от трения боковой грани обода колеса о внутреннюю грань головки рельса, слышен дополнительный шум (сдвиг колеса на оси).

Осмотр подвижного состава при стоянке (в парке)


При осмотре во время стоянки в парке возможно выявление трещин деталей вагонов, которые разделяются на:
  • свежеобразовавшиеся – имеют ярко выраженную серебристую окраску;
  • старые – имеется налет буро-красного оттенка;
  • прогрессирующие – имеют развитие, создавая пылевой валик из намагниченных частиц металла черно-серебристой окраски.

Выявление трещин диска и поверхности катания колес:

  • осмотр поверхности колес с внутренней стороны;
  • отслоение окалины или разрыв (трещин диска);
  • вздутие краски на поверхности диска колеса (трещин диска);
  • видимые неровности на диске (трещин диска);
  • следы механического воздействия (трещин диска);
  • валики пыли, ржавчины, в зимнее время – инея;
  • цвета побежалости на ободе колеса;
  • наличие любых полос различной длины.

Признаки неисправностей колесной пары


Признаки неисправностей диска колесной пары


При остукивании по кругу катания колесных пар при отжатых тормозных колодках:
  • однородный звонкий звук – отсутствие трещин;
  • глухой или дребезжащий звук – ее наличие, но если нет разрыва обода колеса, или если трещина не сквозная – эффекта не будет;
  • глухой звук также будет, если на приободной части колеса много снега (льда) или  много краски и ржавчины.

Признаки неисправностей оси колесной пары


Трещины в осях колесных пар чаще всего возникают в подступичной части оси с внутренней стороны ступицы колеса, реже в средней части.
Скрытые трещины на оси под ступицей могут располагаться на расстоянии 2-8 мм от внутренней торцевой поверхности ступицы.
Их можно выявить по разрывам краски в месте сопряжения ступицы с осью и по появлению ржавчины в виде мелкой пыли на оси около внутренней кромки ступицы, а также по появлению кольцевых вмятин в местах сопряжения оси со ступицей. Эти вмятины образуются от прогиба оси, возникающего из-за больших трещин в подступичной части оси. Такие признаки, как разрыв краски в месте сопряжения оси со ступицей и наличие ржавчины в виде мелкой пыли на оси совпадают с признаками ослабления ступицы на оси.
Для подтверждения наличия трещины подозрительное место зачищается шабером, применение металлической щетки недопустимо.

В зимнее время


Если вся деталь покрыта инеем, то над трещиной он располагается в виде пучка с длинными иглами. Появление валика и игл объясняется тем, что попавшая в трещину влага или смазка сохнет дольше, чем на поверхности. В результате этого, пыль прилипает к мокрому или смазанному месту и образует валик над трещиной. В мороз влага превращается в иней.
Образование бугорка краски происходит из-за того, что во время движения вагона стенки образовавшейся трещины вибрируют, трутся друг о друга, в результате чего образуется металлическая пыль, которая ржавеет, увеличивается в объеме, поднимает пленку краски бугорком, а потом разрушает ее. Появление бугорка краски в данном случае - верный признак присутствия трещины.
Скопление пыли следует проверить металлическим щупом. Притяжение пыли к щупу указывает на наличие в ней металла и, следовательно, трещину. Если пыль к щупу не притягивается, проверяемое место следует осмотреть с использованием лупы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий