Поиск по блогу

23 апреля 2025

РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017(ред. от 22.11.21) часть №4




"Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм" N РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (ред. от 22.11.2021)
(утв. на 67-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 19-20.10.2017)


СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА


УТВЕРЖДЕНО
Советом по железнодорожному транспорту
государств - участников Содружества
Протокол от "19-20" октября 2017 г. N 67

Приложение N 62

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОЛЕСНЫХ ПАР С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 (1524) ММ1

РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017


Список изменяющих документов
(в ред., утв. на 69-м, 70-м, 71-м, 73-м, 74-м, 75-м заседаниях Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)


1Рассылается железнодорожным администрациям, участвующим в финансировании
РАЗРАБОТАНО: Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ").
ВНЕСЕНО: Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ").
СОГЛАСОВАНО: Комиссия вагонного хозяйства (протокол от "13-15" сентября 2017 года N 64).
УТВЕРЖДЕНО: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от "19-20" октября 2017 года N 67).
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ: с 01 января 2018 года.
ВЗАМЕН: Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от "16-17 октября" 2012г. N 57).
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ: производится АО "ВНИИЖТ" в соответствии с Р 50-92-88 "Рекомендации ЕСТД. Общие положения по внесению изменений, ГОСТ 2.503-90 "Правила внесения изменений".



Часть №4


Содержание


Приложение А (справочное) Технические моющие средства
Приложение Б (обязательное) Виды неисправностей колесных пар и их элементов и способы их устранения
Приложение В (обязательное) Виды неисправностей подшипников и способы их устранения





Приложение А
(справочное)

ТЕХНИЧЕСКИЕ МОЮЩИЕ СРЕДСТВА



Марка ТМС Нормативная документация Наименование и адрес фирмы
Рейс-О ТУ 2499-001-54146467-2007 ООО ОПК "Сибэкохим", 644079, г. Омск, ул.17-я Рабочая, д.30. Тел.:+7(3812)28-24-71
АКМ-Т90 ТУ 2381-044-54146467-2012 ООО ОПК "Сибэкохим", 644079, г. Омск, ул.17-я Рабочая, д.30. Тел.:+7(3812)28-24-71
ТехноЧист-Щ ТУ 2318-003-37885217-2012 ООО ПКП "ПромТэк-Регион", 454048,г. Челябинск, ул. Елькина, д.79, офис 203. Тел.: +7(351) 235-35-44
Авант-Щ ТУ 2389-007-97808921-2012 с изм 1 ООО "НПО ЗНСП", 344065, г. Ростов-на-Дону, ул. Орская, д.31В, ком. 10 (нежилое помещение) Тел.: +7(863)272-53-65, 272-51-54
ВЭМС-Щ ТУ 2381-001-21547642-2013 ООО "ПромВакумУборка",454091, г. Челябинск, ул. Свободы, д.32, оф.501. Тел.: +7 (351) 268-05-74
PRIMA SUPRA жд ТУ 2384-001-848447824-2013 с Изм.N 1 Организация-производитель: ООО "Эндесса", РФ, 620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чебышева, д.6, офис 613
Адрес производства ООО "Эндесса": РФ, Белгородская область, г. Щебекино, ул. Ржевское шоссе б/н
Super UMS ТУ 2380-001-61006927-2013 ООО "Альна Норд", 194292, г. Санкт-Петербург, ул. Домостроительная, д.4, лит.А, пом.401. Тел.+7(812) 953-23-13
Оптимайзер ТУ 2381-003-18267028-2014 ООО "КМД ЭКО", 121099, г. Москва, Новинский бульвар, д.18, стр.1, офис 8. Тел.:+7 (499)322-01-11
Эффект ТУ 2381-001-64445981-2010 ЗАО "СкайАльянс",115054, г. Москва, ул. Зацепа, д.22 Тел.:+7 (926)758-41-53
ТОР-Локомотив Супер ТУ 2389-079-74827784-2014 ООО "НПО СпецСинтез", 195279, г. Санкт-Петербург, пр. Индустриальный, д.43, лит.К. Тел.: +7(812)318-47-17
КМС-11 ТУ 2332-052-88564561-2016 ООО "ЭКОХИМ" Адрес: 445007, Самарская обл. г. Тольятти, Тупиковый проезд,3., Тел/факс:(8482) 55-96-51. Е-mail: ppecochem@mail.ru
Вагон-Щ ТУ 2389-004-09317135-2015 Организация-производитель: ООО Центр Профилактики "Гигиена-Мед", 119361, Москва, ул. Озерная, д.42 Тел.:+7(495) 741-56-96 Организация-поставщик: ООО Центр Профилактики "Гигиена-Мед", 119361, Москва, ул. Озерная, д.42 Тел.:+7(495) 741-56-96 ООО "БРИЛЛИАНт", 121471, г. Москва, ул. Гвардейская, д.14, стр.1. Тел.:+7 (495)741-56-61
Юниклин 200 ТУ 2480-001-17109824-2015 ООО "Айпэкс" Адрес: Звездный бульвар, д.21, стр.1, офис 330, г. Москва, 129085, Тел/факс: +7(499) 992-77-15 E-mail: director@ipax-russia.com Адрес производства: Ярославское шоссе, д.1-А, г. Пушкино, Московская область, 141200
ТОР-ХС ТУ 2389-049-74827784-2009 ООО "НПО СпецСинтез", 195279, г. Санкт-Петербург, пр. Индустриальный, д.43, лит.К. Тел.: +7(812)318-47-17
ВУК-Ф ТУ 2499-002-31559149-2007 с изм.N 1 ООО "ППФ "ФАНТОМ" Кировоградская ул., д. 12, г. Пермь, Пермский край, РФ, 614113; Тел: (342) 283-80-12, тел/факс: (342) 283-76-48
ЭКОАКТИВ ТУ 2381-001-27472201-2015 с изм.N 1 ООО "ТЕХНОТРЕНД", Выборгская наб., д. 33/17, литер А, г. Санкт-Петербург, 194044; тел: +7(911) 001-20-30, +7(968) 190-28-28
УПТС-РАЛМИКС ТУ 2458-001-77831243-2008 с изм. N 1 ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ" Революционная ул., д. 41, с. Языково, Благоварский район, Республика Башкортостан, РФ, 452740 Тел: (917) 345-50-07, (34747) 4-00-00 е-mail: upts@inbox.ru
425 Silodet ТС 01-81448805/2017 "Johannes Kiehl KG" Robert-Bosch-Str. 9, 85235 Odelzhausen, Germany Поставщик: ООО "Профф Лайн" 125438, г. Москва, Пакгаузное шоссе., д.1; Тел./факс: +7 (495) 979-96-69

А.1 Допускается применять альтернативные технические моющие средства, прошедшие комплексную проверку и имеющие свидетельство о государственной регистрации, внесенное в Реестр свидетельств о государственной регистрации, и обеспечивающие технические и технологические показатели не хуже, чем у ТМС, указанных в таблице А.1.
А.2 Обмывку колесных пар, работавших с подшипниками роликовыми цилиндрическими, заправленными смазкой ЛЗ-ЦНИИ (У), корпусов букс, смотровых и крепительных крышек, лабиринтных колец, гаек торцевых М110, стопорных планок и болтов в моечных машинах допускается осуществлять двумя моющими жидкостями при температуре не ниже 90°С. При этом первая моющая жидкость должна содержать 2,0...5,0% каустической соды, а вторая 8,0...10,0% отработанной смазки ЛЗ-ЦНИИ (У) от объема воды в ваннах.
Промывку подшипников роликовых цилиндрических, заправленных смазкой ЛЗ-ЦНИИ (У), после их демонтажа допускается производить подогретой паром до температуры 90...95°С моющей жидкостью, содержащей 8...10% отработанной смазки ЛЗ-ЦНИИ (У) от объема воды в ваннах. Для промывки новых подшипников допускается применять моющую жидкость с содержанием 1,0...1,5% смазки ЛЗ-ЦНИИ (У).

Примечание - на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с "Правилами по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов" запрещено использование каустической соды при обмывке деталей грузовых вагонов (Распоряжение ОАО "РЖД" от 17.01.2013 г. N 57р).

Приложение Б
(обязательное)

ВИДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ


Таблица Б.1 - Виды дефектов и неисправностей колесных пар и их элементов (в ред. Протокола 73 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от. 27.11.2020)

Контролируемые параметры колесных пар и их элементов, вид и номер неисправностей и дефектов
Способ выявления и характерные признаки Способ устранения
1. Колесные пары
1.1 Сдвиг колеса на оси (331) - механическое повреждение, характеризующееся смещением колеса вдоль оси в результате нарушения прессового соединения колеса с осью.
вид с внутренней стороны колеса
вид с наружной стороны колеса
Визуальный контроль и замеры. Характерные признаки:
- разрыв краски у ступицы колеса по всему периметру соединения колеса с осью;
- появление коррозионной полосы (ржавчины) или масла из-под ступицы с внутренней стороны колеса;
- среднее значение расстояния между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес, определенное по измерениям в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях не соответствует норме.
Колесную пару расформировывают.
1.2 Изгиб оси колесной пары (332) - нарушение геометрии оси в результате ее деформации от механических повреждений при сходах подвижного состава.
Схема изгиба оси колесной пары
Визуальный контроль и замеры.
Разность расстояний между внутренним боковыми поверхностями ободьев колес колесной пары, определяемая как разность наибольшего и наименьшего расстояний, измеренных в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, составляет более допустимой величины или биение средней части оси, измеренное при вращении колесной пары на станке.
Ось бракуют.
1.3 Расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес не соответствует допустимым размерам (831) - нарушение размера вследствие механической обработки внутренних боковых поверхностей ободьев колес или неправильной прессовой посадки колес на ось.
Замеры.
Измерение расстояний между внутренним боковыми поверхностями ободьев колес (свободных от нагрузки колесных пар) четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
При расстоянии между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес и менее допустимого - производят обточку у внутренних боковых поверхностей ободьев в колес при условии, что ширина обода после обточки и разность расстояний между торцами предподступичной части оси и внутренними боковыми поверхностями ободьев колес с одной и другой стороны колесной пары будет не менее допускаемых размеров.
При расстоянии между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес более допустимого - колесную пару расформировывают.
1.4 Разность расстояний между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес более допустимых размеров (931) - нарушение геометрии колесной пары.
Замеры.
Разность расстояний между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес (у свободных от нагрузки колесных пар) определяется как разность наибольшего и наименьшего расстояний, измеренных в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
При превышении допустимых значений производят обточку внутренних боковых поверхностей ободьев колес.
При наличии хотя бы в одной из плоскостей измерения расстояния между внутренними боковыми поверхностями ободьев колес более допустимого значения колесную пару расформировывают.
В случае деформации оси или колес - колесную пару бракуют.
1.5 Разность диаметров колес в колесной паре более допустимых размеров (932) нарушение геометрии колес.
Замеры.
Измерение диаметров колес колесной пары. Вычисление разности замеров и сравнение ее с допустимым значением.
При превышении допустимого значения восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2. Колеса
2.1 Равномерный прокат (111) - равномерный круговой предельный износ колеса в плоскости круга катания.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение производят абсолютным шаблоном в плоскости круга катания на расстоянии 70мм от внутренней боковой поверхности обода. При наличии ползуна его глубина входит в общую величину проката. При наличии на вершине гребня в месте проведения измерения остроконечного наката, его необходимо удалять механическим способом для обеспечения установки опоры абсолютного шаблона на вершину гребня.
При величине проката более допустимого значения восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.2 Неравномерный прокат (112) - неравномерный по круговому периметру износ, когда изношенное колесо имеет в плоскости круга катания форму, отличную от круглой. Характеризуется неодинаковым прокатом в различных сечениях профиля по кругу катания
Визуальный контроль и замеры.
Определяется разностью измерений в сечениях максимального износа и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии
500,0+/-50,0 мм. Измерение производят абсолютным шаблоном.
Характерные признаки:
- неравномерный круговой наплыв металла на фаску;
- местное уширение обода;
- наличие закатывающихся ползунов и наваров;
- трещины и выщербины в сочетании с местным уширением обода или раздавливанием обода.
Наиболее часто возникает на колесах с тонким ободом в зоне нанесения заводских клейм на наружной поверхности обода.
При наличии на вершине гребня в месте проведения измерения остроконечного наката, его необходимо удалять механическим способом для обеспечения установки опоры абсолютного шаблона на вершину гребня.
При неравномерном прокате более допустимого значения восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.3 Износ гребня (113) - равномерный круговой износ наклонной поверхности гребня до предельно допустимых размеров.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение производят абсолютным шаблоном на расстоянии 18 мм от вершины гребня.
При наличии на вершине гребня в месте проведения измерения остроконечного наката, его необходимо удалять механическим способом для обеспечения установки опоры абсолютного шаблона на вершину гребня.
При предельном износе наклонной поверхности гребня колеса восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.4 Вертикальный подрез гребня (114) - равномерный круговой износ, при котором угол наклона профиля наклонной поверхности гребня приближается к 90°, а радиус перехода от гребня к коничности 1:10 уменьшается до 8-12мм.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение производят специальным шаблоном для контроля вертикального подреза гребня колеса (ножки шаблона должны плотно прижиматься к внутренней поверхности обода колеса).
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.5 Тонкий обод (115) - толщина обода колеса менее допускаемых размеров.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение толщины обода производят толщиномером. При наличии на колесе ползуна или выщербины толщину обода определяют в месте расположения неисправности.
При толщине обода колеса менее допустимого значения колесную пару выкатывают из-под вагона.
Если по толщине обода колеса колесную пару можно эксплуатировать под вагонами других типов, то ее используют при подкатке.
При невозможности дальнейшего использования колеса бракуют.
2.6 Ширина обода колеса менее допустимой величины (811) - изменение ширины обода в процессе ремонта и эксплуатации.
Визуальный контроль и замеры. При ширине обода менее допустимой колесо бракуют.
2.7 Кольцевые выработки (116) - неравномерный по поверхности катания колеса круговой износ и деформация от взаимодействия с тормозной колодкой, при которых образуются местные углубления различной глубины и ширины.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение глубины ("А" или "Б") и ширины ("В") производят с помощью глубиномера и линейки.
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.8 Поражение колеса электрическим током (117):
2.8.1 Поражение поверхности катания колеса в виде рифления - механическое повреждение, характеризующееся ожогами поверхности металла в виде чередующихся участков чистого и пораженного металла вследствие прохождения электрического тока.
Визуальный контроль. Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.8.2 Поражение поверхности различных частей колеса в виде точечного ожога - термическое повреждение, характеризующееся одним или несколькими точечными поражениями поверхности металла вследствие прохождения электрического тока.
Визуальный контроль. Колесо бракуют
2.9 Навар (211) - смещение металла на поверхности обода колеса, характеризующееся образованием чередующихся сдвигов металла U - образной формы.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение высоты навара производят абсолютным шаблоном. Высота навара определяется как разность измерений проката в двух плоскостях - рядом с наваром и на наваре.
В случае, когда навар смещен от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с наваром.
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.10 Ползун (212) - локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение глубины ползуна производят абсолютным шаблоном. Глубина ползуна определяется как разность измерений проката в двух плоскостях - рядом с ползуном и на ползуне. В случае, когда ползун смещен от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с ползуном.
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.11 Выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам (611) - местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение глубины выщербины производят абсолютным шаблоном.
Глубина выщербины определяется как разность измерений проката в двух плоскостях - рядом с выщербиной и на выщербине.
В случае, когда выщербина смещена от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с выщербиной.
Длина выщербины на поверхности катания замеряется металлической линейкой ГОСТ 427-75. За длину выщербины принимается максимальное значение, измеренное между двумя точками по границам дефекта (независимо от направленности дефекта) колеса.

(в ред. Протокола 73 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от. 27.11.2020)
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.12 Выщербины по усталостным нам (612) - местное разрушение в виде трещи выкрашивания металла поверхности катания колеса.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение глубины выщербины производят абсолютным шаблоном.
Глубина выщербины определяется как разность измерений проката в двух плоскостях - рядом с выщербиной и на выщербине. В случае, когда выщербина смещена от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с выщербиной.
Длина выщербины на поверхности катания замеряется металлической линейкой ГОСТ 427-75. За длину выщербины принимается максимальное значение, измеренное между двумя точками по границам дефекта (независимо от направленности дефекта) колеса.

(в ред. Протокола 73 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от. 27.11.2020)
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.13 Выщербины по термическим трещинам на поверхности катания обода колеса (613) -местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение глубины выщербины производят абсолютным шаблоном. Глубина выщербины определяется как разность измерений проката в двух плоскостях - рядом с выщербиной и на выщербине.
В случае, когда выщербина смещена от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с выщербиной.
Длина выщербины на поверхности катания замеряется металлической линейкой ГОСТ 427-75. За длину выщербины принимается максимальное значение, измеренное между двумя точками по границам дефекта (независимо от направленности дефекта) колеса.

(в ред. Протокола 73 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от. 27.11.2020)
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.14 Остроконечный накат гребня (311) - выступ, образующийся в результате пластической деформации поверхностных слоев металла гребня в сторону его вершины.
Визуальный контроль.
Браковку колесной пары по остроконечному накату гребня производят с использованием приспособления Т 1436.000.
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.15 Круговой наплыв на фаску (312) - допустимое в эксплуатации механическое повреждение, характеризующееся смещением металла обода в сторону фаски и образованием наплыва, возвышающегося над наружной поверхностью обода.
Визуальный контроль. Устраняют восстановлением фаски на колесотокарном станке, а при необходимости восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.16 Местное уширение обода (313) - механическое повреждение, характеризующееся образованием местного наплыва в зоне фаски обода колеса.
Визуальный контроль.
За величину местного уширения обода принимается разность замеров ширины обода, измеренной в месте наибольшего уширения и в месте, не имеющего его.
Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
При наличии трещин или плен, идущих вглубь обода колесо бракуют.
2.17 Трещина в диске около обода колеса (411) - нарушение сплошности металла из-за предельного накопления усталостных повреждений в диске колеса или наличия поверхностных и внутренних дефектов.
Визуальный контроль и НК. Колесо бракуют.
2.18 Трещина в диске около ступицы колеса (515) - нарушение сплошности металла из-за накопления циклической усталости и несоблюдения технологии изготовления колес.
Визуальный контроль и НК. Колесо бракуют.
2.19 Закат или складка металла в диске колеса (512) - нарушения сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес.
Визуальный контроль и НК.
По внешнему виду дефект представляет собой тонкую извилистую трещину, распространяющуюся в окружном или радиальном направлениях по диску колеса.
Колесо бракуют.
2.20 Радиальная трещина колеса (516) - нарушение сплошности металла в результате действия циклических нагрузок при наличии в ободе колеса дефектов металлургического происхождения.
Визуальный контроль и НК.
Трещина сквозная с внутренней и наружной сторон колеса с выходом и без выхода на поверхность катания.
Колесо бракуют.
2.21 Трещина в ступице колеса (514) - нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес.
Визуальный контроль и НК торца ступицы. Колесо бракуют.
2.22 Термические трещины на поверхности катания обода колеса (412) - нарушение сплошности металла в виде параллельных наклонных трещин термоусталостного происхождения по периметру поверхности катания колеса.
Визуальный контроль. Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.23 Продольные трещины, закаты, плены, расслоения и неметаллические включения в ободе колеса (511) - нарушения сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес.
Визуальный контроль и НК. Колесо бракуют.
2.24 Поперечная трещина на поверхности катания обода колеса (513) - нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес.
Визуальный контроль и НК. Колесо бракуют.
2.25 Трещина гребня колеса (517) - нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления или ремонта колес.
Визуальный контроль и НК. Колесо бракуют.
2.26 Откол наружной боковой поверхности обода колеса (614) - местное разрушение в виде откола металла у наружной грани в районе фаски обода колеса, характеризующееся значительной глубиной и протяженностью.
Визуальный контроль. Определение геометрических параметров откола. Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.27 Откол кругового наплыва наружной боковой поверхности обода колеса (615) -разрушение металла в виде откола наплыва на отдельных участках, либо по всему периметру обода.
Визуальный контроль. Определение геометрических параметров откола. Восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.28 Откол гребня колеса (616) - механическое повреждение, характеризующееся нарушением сплошности металла из-за дефектов металлургического происхождения.
Визуальный контроль. При полном ободе колеса и отсутствии трещин, идущих вглубь обода, восстанавливают профиль поверхности катания колес.
При невозможности восстановления профиля поверхности катания - колесо бракуют.
2.29 Овальность и отклонение от соосности поверхности катания колес более допустимых размеров (911) - изменение геометрических параметров колес.
Замеры. При превышении допустимых размеров восстанавливают профиль поверхности катания колес.
2.30 Разность расстояний от торцов предподступичных частей оси до внутренних боковых поверхностей ободьев колес с одной и другой сторон колесной пары более допустимых значений (933) - нарушение геометрии колесной пары.
Замеры.
Замеряются расстояния от торцов предподступичных частей оси до внутренних боковых поверхностей ободьев колес с одной и другой сторон колесной пары.
Вычисление разности замеров и сравнение ее с допустимым значением.
При превышении допустимых значений колесную пару расформировывают.
2.31 Излом колеса по трещине у ступицы (711) - разрушение колеса в результате развития трещины в диске около ступицы.
Визуальный контроль. Колесо бракуют.
2.32 Излом колеса по трещине у обода (712) - разрушение колеса в результате развития трещины в диске около обода.
Визуальный контроль. Колесо бракуют.
2.33 Излом обода колеса в окружном направлении (713) - полный или частичный откол части обода в результате развития внутренней кольцевой трещины в окружном направлении обода колеса.
Визуальный контроль. Колесо бракуют.
3 Оси
3.1 Сварочные ожоги (221) - термомеханическое повреждение в виде следов касания электродом или оголенным проводом поверхности оси.
Визуальный контроль. Ось бракуют.
3.2 Протертость на средней части оси (123) - круговой неравномерный по профилю оси износ, характеризующийся местным углублением на средней части оси.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение кронциркулем и линейкой глубины протертости.
Протертость глубиной не более 2,5 мм оставляют без устранения. Протертость глубиной более 2,5 мм устраняют обточкой на станке с последующим упрочнением накаткой роликами. Устранение дефекта производят с плавным переходом к необрабатываемым поверхностям при условии, что диаметр оси после ее обработки в протертом месте будет не менее допускаемого значения. При невыполнении этого условия ось бракуют.
3.3 Забоины и вмятины более допустимых размеров (322) - механические повреждения, сопровождающиеся деформацией металла и характеризующиеся образованием на шейке, предподступичной или средней части оси местных углублений.
Визуальный контроль и замеры.
Измерение производят штангенциркулем или специальным микрометром.
На средней части оси:
Забоины и вмятины глубиной не более 2,0 мм оставляют без устранения. Дефекты глубиной более 2,0 мм, но менее 5,0 мм устраняют зачисткой наждачным кругом с последующей доводкой шлифовальной шкуркой зернистостью N 6 и менее с минеральным маслом. Устранение дефектов производят вдоль оси с зачисткой выступающих краев и плавным переходом к необрабатываемым поверхностям при условии, что диаметр оси в месте дефекта после зачистки будет не менее допускаемого размера. При невыполнении этого условия ось бракуют.
На шейках оси:
Тупые забоины и вмятины глубиной не более 1,5 мм и площадью до 50,0 мм2 на расстоянии не ближе 50,0 мм от торца предподступичной части оси допускается оставлять без устранения. Выступающие края должны быть зачищены заподлицо с поверхностью шлифовальной шкуркой зернистостью N 6 и менее с минеральным маслом в направлении вдоль шейки оси.
При наличии забоин и вмятин более допустимых размеров ось бракуют.
На предподступичных частях оси:
Забоины и вмятины глубиной не более 2,0 мм допускается оставлять без устранения. Выступающие края должны быть зачищены заподлицо с поверхностью шлифовальной шкуркой зернистостью N 6 и менее с минеральным маслом в направлении вдоль предподступичной части оси.
При наличии забоин и вмятин более допустимых размеров ось бракуют.
3.4 Намин на шейке оси от внутреннего кольца подшипника (321) - допустимое в эксплуатации механическое образование, характеризующееся местным незначительным смятием поверхности шейки оси, создающим наклеп в местах смятия.
Визуальный контроль. Допускается устранять зачисткой шлифовальной бумагой с зернистостью N 6 и менее с минеральным маслом.
3.5 Задиры и риски на подступичных частях оси (121) - продольный износ или выровы металла, характеризующиеся местными углублениями, образовавшимися в результате схватывания металла при распрессовке колес с оси.
Визуальный контроль. Задиры и риски на подступичных частях оси устраняются обточкой с последующим упрочнением накаткой роликами на станке при условии, что диаметр подступичной части оси будет не менее допустимого размера. При диаметре менее допустимого размера ось бракуют.
3.6 Задиры и риски на шейках и предподступичных частях оси (122):
- окружные неравномерные по поперечному профилю износы, характеризующиеся местными незначительными углублениями на поверхностях шеек или предподступичных частях оси;
- продольные износы (царапины), характеризующиеся незначительными углублениями на поверхностях шеек или предподступичных частях оси.
Визуальный контроль. Задиры и риски на шейках глубиной не более 0,2 мм и предподступичных частях оси не более 2,0 мм допускается оставлять без устранения, при этом выступающие края должны быть зачищены в направлении вдоль оси заподлицо с поверхностью шлифовальной бумагой с зернистостью N 6 и менее с минеральным маслом. При наличии задиров и рисок более допустимых размеров ось бракуют.
3.7 Коррозионные повреждения на шейках и галтелях оси (124) - окисленные участки поверхностей шеек и галтелей оси под воздействием воды и влаги, а также других химически активных веществ.
Визуальный контроль. Коррозионные повреждения на шейках и галтелях оси устраняются зачисткой шлифовальной бумагой с зернистостью N 6 и менее с минеральным маслом. Разрешается использовать оси после зачистки, если диаметры шеек и предподступичных частей не выходят за пределы допустимых размеров.
3.8 Износ шейки оси из-за проворота внутреннего кольца (125) - круговой износ шейки оси под внутренними кольцами подшипников, вызванный потерей натяга посадки внутренних колец.
Визуальный контроль. Ось бракуют.
3.9 Повреждение центрового отверстия (323) - искажение формы центрового отверстия оси.
Визуальный контроль. Разрешается устранять заваркой с последующим восстановлением центрового отверстия до номинальных размеров по технологии, согласованной установленным порядком.
3.10 Повреждение резьбы М110 осей РУ1 (324) - механическое повреждение, характеризующееся искажением профиля резьбы.
Визуальный контроль и измерение. Деформация резьбы определяется с помощью шагомера. Наружный диаметр резьбы определяется штангенциркулем или специальным шаблоном. Ось бракуют.
3.11 Повреждение резьбы М12 осей РУ1, М20 осей РУ1Ш и РВ2Ш, М24 осей РВ2Ш (325) - механическое повреждение, характеризующееся искажением профиля резьбы в отверстиях торца шейки оси, или наличие следов герметика в резьбовых отверстиях.
Визуальный контроль. При механическом повреждении до трех первых ниток резьбы допускается оставлять без устранения.
При механическом повреждении от 4 до 8 первых ниток резьбы или при наличии следов герметика резьбовое отверстие исправляют метчиком.
Оси РУ1 с поврежденной резьбой М12 бракуют.
3.12 Обрыв болтов М12 осей РУ1, М20 осей РУ1Ш и РВ2Ш, М24 осей РВ2Ш (326) -нарушение целостности болтов М12 и М20 в результате механического повреждения.
Визуальный контроль. При возможности стержни болтов М20 и М24 вывертывают из оси без ее повреждения, при невозможности - ось бракуют. Оси РУ1 с обрывом болтов М12 бракуют.
3.13 Поперечные и наклонные (под углом более 30° к оси) трещины на средней части оси (521) - нарушение сплошности металла из-за накопления циклической усталости и несоблюдения технологии изготовления осей.
Визуальный контроль и НК. Ось бракуют.
3.14 Продольные и наклонные (под углом к оси 30° и менее) трещины на средней части оси (522) - нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления осей.
Визуальный контроль и НК. Ось бракуют.
3.15 Трещины в подступичной части оси (421) - нарушение сплошности металла в виде поперечных усталостных трещин.
Визуальный контроль и НК. Ось бракуют.
3.16 Трещины на шейках и предподступичных частях оси (422) - нарушение сплошности металла в виде усталостных трещин.
Визуальный контроль и НК. Ось бракуют.
3.17 Трещины в галтелях шеек и предподступичных частей оси (423) - нарушение сплошности металла в виде усталостных трещин.
Визуальный контроль и НК. Ось бракуют.
3.18 Разрушение напыленного слоя восстановленной шейки оси (621) - механическое разрушение, связанное с нарушением целостности напыленного слоя металла шейки оси.
Визуальный контроль, остукивание оправкой или медным молотком. Ось бракуют.
3.19 Маломерность оси по диаметрам шейки, предподступичной, подступичной и средней частей (821) - уменьшение геометрических размеров частей оси вследствие механической обработки.
Измерение геометрических параметров оси. При диаметрах менее допустимых размеров ось бракуют.
3.20 Нарушение геометрических параметров резьбовых отверстий М20 осей РУ1Ш и РВ2Ш, М24 осей РВ2Ш (822) - нарушение технологии изготовления оси.
Измерение глубины отверстий и их смещения. Допускаются к эксплуатации оси с глубиной засверловки отверстий под резьбу М20 и М24 до 90 мм.
При глубине засверловки отверстия более 90 мм - ось бракуют.
При смещении отверстий М20 и М24 ось бракуют.
3.21 Овальность шейки и предподступичной части оси более допустимых размеров (921) - нарушение геометрии частей оси.
Замеры. При превышении допустимых размеров допускается шлифовка шлифовальной бумагой зернистостью N 6 и менее с минеральным маслом
3.22 Конусообразность шейки оси более допустимых размеров (922) - нарушение геометрии шейки оси.
Замеры. При превышении допустимых размеров допускается шлифовка шлифовальной бумагой зернистостью N 6 и менее с минеральным маслом.
3.23 Излом оси из-за развития трещины в шейке (721) - разрушение оси под действием циклических нагрузок.
Визуальный контроль. Ось бракуют.
3.24 Излом оси из-за развития трещины в предподступичной части (722) - разрушение оси под действием циклических нагрузок.
Визуальный контроль. Ось бракуют.
3.25 Излом оси из-за развития трещины в подступичной части (723) - разрушение оси под действием циклических нагрузок.
Визуальный контроль. Ось бракуют.
3.26 Излом оси из-за развития трещины в средней части (724) - разрушение оси под действием циклических нагрузок.
Визуальный контроль. Ось бракуют.
3.27 Излом шейки оси из-за перегрева буксового узла (725) - разрушение оси вследствие заклинивания подшипников буксового узла.
Визуальный контроль. Ось бракуют.




Приложение В
(обязательное)

ВИДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ПОДШИПНИКОВ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ


Таблица В.1 - Дефекты и неисправности подшипников и их элементов.

Контролируемые параметры подшипников и их элементов, вид и номер неисправностей и дефектов
Способ выявления и характерные признаки Способ устранения
1 Подшипники роликовые цилиндрические
1.1 Подшипник в сборе
1.1.01 Полное разрушение подшипника - нарушение целостности всех деталей подшипника.
Визуальный контроль, использование напольных средств автоматического контроля буксовых узлов в пути следования. При движении поезда искрение, выделение дыма, запах гари, движение колесной пары юзом. Подшипник бракуют.
1.2 Кольцо наружное
1.2.01 Контактно-усталостное повреждение (раковина) на дорожке качения - выкрашивание дорожки качения, вызванное процессом естественной усталости металла под действием высоких контактных давлений, знакопеременных нагрузок после истечения определенного срока эксплуатации подшипника.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.2.02 Контактно-усталостное повреждение (шелушение) дорожки качения -выкрашивание металла дорожки качения, вызванное процессом естественной усталости металла под действием высоких контактных давлений, проскальзывания роликов, нарушения масляной пленки.
Визуальный контроль. По внешнему виду отдельные элементы (точки) не блестящие, матового оттенка, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла поверхность мелких выкрашиваний неровная с выровами. Кольцо бракуют.
1.2.03 Трещина на дорожке качения - нарушение целостности кольца, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к растрескиванию и раскалыванию; наличием концентраторов напряжений, дефектов металла; несоблюдением технологии изготовления (главным образом термообработки) и монтажа и демонтажа подшипника.
Визуальный контроль, НК. Кольцо бракуют.
1.2.04 Трещина бортика - нарушение целостности бортика кольца, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к растрескиванию и раскалыванию; наличием концентраторов напряжений, дефектов металла; несоблюдением технологии изготовления (главным образом термообработки) и монтажа и демонтажа подшипника.
Визуальный контроль, НК. Кольцо бракуют.
1.2.05 Скол бортика - нарушение целостности кольца, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения в бортиках, приводящими к растрескиванию и раскалыванию; дефектами металла; нарушением технологии изготовления (главным образом термообработки) и несоответствием геометрии деталей и контактируемых поверхностей.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.2.06 Коррозионные пятна на дорожке качения - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности дорожки качения при работе во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Кольцо используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.2.07 Коррозионные раковины на дорожке качения - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности дорожки качения и отслаиванию металла при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред и в результате длительного отстоя подшипника.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.2.08 Поверхностная коррозия на дорожке качения - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности дорожки качения при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Кольцо используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.2.09 Точечная коррозия на дорожке качения - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности дорожки качения в виде групп мелких пятен диаметром от 1,0 до 2,0 мм с размытыми краями при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Кольцо используют после зачистки коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.2.10 Коррозия на посадочной поверхности (фретинг-коррозия) - естественный процесс, приводящий к окислению посадочной поверхности наружного кольца при его работе в условиях взаимного перемещения относительно корпуса буксы, как во влажной среде, так и при ее отсутствии.
Визуальный контроль. Кольцо используют после зачистки коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом. Допускается оставлять следы невыведенных коррозионных пятен.
1.2.11 Коррозия на бортиках - естественный процесс, приводящий к окислению центрирующей поверхности бортиков кольца при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Кольцо используют после зачистки коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом. Допускается оставлять следы невыведенных коррозионных пятен.
1.2.12 Вмятины (намины) на дорожке качения - отпечатки от вдавливания твердых частиц отслаивающегося металла в результате образования контактно усталостных повреждений или попадания в смазку подшипника инородных твердых тел.
Визуальный контроль. По внешнему виду вмятины (намины) блестящие, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла поверхность вмятины (намина) без шероховатости. Кольцо используют, если число вмятин не превышает семи на всей дорожке качения. При большем количестве вмятин кольцо бракуют.
1.2.13 Вмятины (ложное бринеллирование) на дорожке качения - результат длительного действия на подшипник, находящийся в состоянии покоя, нагрузок пульсирующего характера, приводящих к образованию на дорожке качения кольца отпечатков от роликов, называемых "ложным бринеллированием".
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.2.14 Электроожоги (кратеры) на дорожке качения - повреждение кольца в виде одиночных или цепочки кратеров из-за прохождения отдельных разрядов электрического тока в течение короткого времени.
Визуальный контроль. По внешнему виду дефект имеет вид кратера, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла донышко кратера темного или серого цвета со следами оплавления. Кольцо бракуют.
1.2.15 Электроожоги (рифление) на дорожке качения- повреждение кольца в виде равномерно расположенных темных полос в результате длительного воздействия электрического тока с определенной частотой.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.2.16 Задиры на бортике (типа "елочка") - естественный процесс, приводящий к изменению поверхностных слоев бортика кольца под действием высоких контактных давлений при разрыве масляной пленки и проявляющийся в виде выровов металла как хаотично расположенных, так и в виде строго геометрического рисунка ("елочка").
Визуальный контроль. Кольцо используют после зачистки задиров шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.2.17 Цвета побежалости на дорожке качения - изменение окрашенности и структуры стали кольца в результате воздействия на него источника теплового излучения (повышенный
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.3 Кольцо внутреннее
1.3.01 Контактно-усталостное повреждение (раковина) на дорожке качения - выкрашивание дорожки качения, вызванное процессом естественной усталости металла под действием высоких контактных давлений, знакопеременных нагрузок после истечения определенного срока эксплуатации подшипника.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.3.02 Контактно-усталостное повреждение (шелушение) дорожки качения -выкрашивание металла дорожки качения, вызванное процессом естественной усталости металла под действием высоких контактных давлений, проскальзывания роликов, нарушения масляной пленки.
Визуальный контроль.
По внешнему виду отдельные элементы (точки) не блестящие, матового оттенка, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла поверхность мелких выкрашиваний неровная с выровами.
Кольцо бракуют.
1.3.03 Разрыв кольца - нарушение целостности кольца, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к появлению прямой стреловидной трещины, ориентированной параллельно оси; концентраторами напряжений; дефектами металла; несоблюдением технологии изготовления (главным образом термообработки) и монтажа и демонтажа подшипника.
Визуальный контроль, НК.
Отличительной особенностью трещины, приводящей к разрыву кольца является ее ориентация параллельно оси, незакатаные края и стреловидность. Дефект наиболее характерен для колец, изготовленных из насквозь каленой стали (ШХ15, ШХ15СГ и т.д.).
Кольцо бракуют.
1.3.04 Трещина кольца - нарушение целостности кольца, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к растрескиванию и раскалыванию; наличием концентраторов напряжений; следствием воздействия термических нагрузок.
Визуальный контроль, НК.
Отличительной особенностью трещины является ее ориентация под произвольными углами и отсутствие стреловидности.
Кольцо бракуют.
1.3.05 Скол бортика - нарушение целостности бортика кольца, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения, приводящими к растрескиванию и раскалыванию; дефектами металла; концентраторами напряжений; нарушением технологии изготовления и несоответствием геометрии деталей и контактируемых поверхностей.
Визуальный контроль. Дефект наиболее характерен для колец, изготовленных из насквозь каленой стали (ШХ15, ШХ15СГ и т.д.). Кольцо бракуют.
1.3.06 Коррозионные пятна (коррозионные раковины) на дорожке качения - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности дорожки качения при работе во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Кольцо используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.3.07 Поверхностная коррозия на дорожке качения - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности дорожки качения при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Кольцо используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.3.08 Точечная коррозия на дорожке качения - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности дорожки качения в виде групп мелких пятен диаметром от 1,0 до 2,0мм с размытыми краями при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль.
Наиболее распространено скопление коррозионных точек в виде узкой полосы шириной до 3,0 мм у скоса внутреннего кольца, или у технологической галтели задних подшипников, или у торца внутреннего кольца переднего подшипника со стороны приставного упорного кольца.
Кольцо используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.3.09 Кольцевые полосы на дорожке качения - естественный процесс (разновидность электрохимической коррозии), приводящий к потемнению поверхностных слоев дорожки качения при работе под нагрузкой в условиях окисления смазки.
Визуальный контроль. Кольцо используют после зачистки шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом. Допускается оставлять следы невыведенных кольцевых полос.
1.3.10 Коррозия на посадочной поверхности (фретинг-коррозия) - естественный процесс, приводящий к окислению посадочной поверхности внутреннего кольца при его работе под нагрузкой в условиях взаимного перемещения относительно оси.
Визуальный контроль. Кольцо используют после зачистки коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.3.11 Темные полосы на посадочной поверхности ("огранка") - разновидность фретинг-коррозии - естественный процесс, приводящий к окислению посадочной поверхности внутреннего кольца при его работе под нагрузкой в условиях взаимного перемещения относительно оси.
Визуальный контроль. Кольцо используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.3.12 Коррозия на бортиках - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности бортика кольца при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Кольцо используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
1.3.13 Вмятины (намины, забоины) на дорожке качения - отпечатки от вдавливания: твердых частиц отслаивающегося металла в результате образования контактно усталостных повреждений; попадания в смазку подшипника инородных твердых тел; механического воздействия твердым телом.
Визуальный контроль.
По внешнему виду вмятины (намины, забоины) блестящие, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла поверхность вмятины (намина, забоины) без шероховатости.
Кольцо используют, если число вмятин не превышает семи на всей дорожке качения. При большем количестве вмятин кольцо бракуют.
1.3.14 Вмятины (ложное бринеллирование) на дорожке качения - результат длительного действия на подшипник, находящийся в состоянии покоя, нагрузок пульсирующего характера, приводящих к образованию на дорожке качения кольца отпечатков от роликов, называемых "ложным бринеллированием".
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.3.15 Электроожоги (кратеры) на дорожке качения - повреждение кольца в виде одиночных или цепочки кратеров из-за прохождения отдельных разрядов электрического тока в течение короткого времени.
Визуальный контроль.
По внешнему виду дефект имеет вид кратера, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла донышко кратера темного или серого цвета со следами оплавления.
Кольцо бракуют.
1.3.16 Электроожоги (рифление) на дорожке качения -повреждение кольца в виде равномерно расположенных темных полос в результате длительного воздействия электрического тока с определенной частотой.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.3.17 Износ торцов (фретинг-коррозия) - естественный процесс, приводящий к окислению торцевых поверхностей внутреннего кольца при его работе под нагрузкой в условиях взаимного перемещения относительно внутреннего, лабиринтного и приставного упорного колец.
Визуальный контроль. Кольцо используют после зачистки коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом. Допускается оставлять следы невыведенных коррозионных пятен.
1.3.18 Задиры на бортике (типа "елочка") - естественный процесс, приводящий к изменению поверхностных слоев бортика кольца под действием высоких контактных давлений при разрыве масляной пленки и проявляющийся в виде выровов металла как хаотично расположенных, так и в виде строго геометрического рисунка ("елочка").
Визуальный контроль. Кольцо используют после зачистки задиров мкм шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом. Допускается оставлять следы невыведенных задиров.
1.3.19 Задиры на посадочной поверхности - естественный процесс, приводящий к изменению поверхностных слоев посадочной поверхности кольца под действием высоких контактных давлений при разрыве масляной пленки и проявляющийся в виде выровов металла как хаотично расположенных, так и в виде строго геометрического рисунка ("елочка").
Визуальный контроль.
Дефект наиболее характерен при прессовой (холодной) посадке колец на шейку оси. Возникновению способствуют недостаточное количество смазочного материала, его низкое качество и наличие воды и влаги.
Кольцо бракуют.
1.3.20 Монтажные задиры на дорожке качения - процесс, приводящий к изменению поверхностного слоя кольца под действием высоких контактных давлений, возникающих при монтаже буксового узла.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.3.21 Проворачивание внутреннего кольца на шейке оси (потеря посадочного натяга) -ослабление прессового соединения внутреннего кольца с осью с последующим его круговым перемещением относительно шейки оси, лабиринтного, внутреннего и приставного упорного колец.
Визуальный контроль, проверка с использованием специального приспособления. Кольцо бракуют.
1.3.22 Цвета побежалости на дорожке качения - изменение окрашенности и структуры стали кольца в результате воздействия на него источников теплового излучения.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.4 Ролики
1.4.01 Контактно-усталостное повреждение (раковина) на цилиндрической поверхности - выкрашивание ролика, вызванное процессом естественной усталости металла под действием высоких контактных давлений, знакопеременных нагрузок после истечения определенного срока эксплуатации подшипника.
Визуальный контроль. Ролик бракуют.
1.4.02 Контактно-усталостное повреждение (шелушение) на цилиндрической поверхности - выкрашивание, вызванное процессом естественной усталости металла под действием высоких контактных давлений, проскальзывания роликов, нарушения масляной пленки.
Визуальный контроль.
По внешнему виду отдельные элементы (точки) не блестящие, матового оттенка, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла поверхность мелких выкрашиваний неровная с выровами.
Ролик бракуют.
1.4.03 Трещина - нарушение целостности ролика, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к появлению прямой стреловидной, винтообразной или окружной трещины; концентраторами напряжений; дефектами металла; несоблюдением технологии изготовления (главным образом термообработки).
Визуальный контроль, НК. Ролик бракуют.
1.4.04 Волосовина - дефект производства роликов, характеризующийся расслоением поверхностных слоев металла.
Визуальный контроль, НК. Ролик бракуют.
1.4.05 Скол торца - нарушение целостности ролика, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения, приводящими к растрескиванию и раскалыванию; концентраторами напряжений; несоответствием геометрии деталей и контактируемых поверхностей.
Визуальный контроль. Ролик бракуют.
1.4.06 Коррозионные пятна (коррозионные раковины) на цилиндрической поверхности и торцах - естественный процесс, приводящий к окислению поверхностей роликов при их работе и хранении во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Ролик с коррозионными пятнами на цилиндрической поверхности бракуют. Ролик с коррозионными пятнами на торцах используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
Снимать допускается с каждой стороны ролика слой глубиной не более 5,0 мкм. Глубину снятого слоя контролируют по высоте ролика.
1.4.07 Поверхностная коррозия на торцах - естественный процесс, приводящий к окислению поверхностей роликов при хранении во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Ролик используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом. Снимать допускается с каждой стороны ролика слой глубиной не более 5,0 мкм. Глубину снятого слоя контролируют по высоте ролика.
1.4.08 Точечная коррозия на цилиндрической поверхности - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности в виде групп мелких пятен диаметром от 1,0 до 2,0 мм с размытыми краями при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Ролик бракуют.
1.4.09 Точечная коррозия на торцах - естественный процесс, приводящий к окислению поверхности в виде групп мелких пятен диаметром от 1,0 до 2,0 мм с размытыми краями при работе или хранении подшипника во влажной среде в присутствии паров кислотно-щелочных сред.
Визуальный контроль. Ролик используют после удаления коррозионных пятен шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом. Снимать допускается с каждой стороны ролика слой глубиной не более 5,0 мкм. Глубину снятого слоя контролируют по высоте ролика.
1.4.10 Электрохимическая коррозия (потемнение ролика) - естественный процесс, приводящий к окислению поверхностей роликов при работе в присутствии кислотно-щелочных сред, выделяемых из смазки.
Визуальный контроль. Ролик бракуют.
1.4.11 Вмятины (намины и забоины) на цилиндрической поверхности - отпечатки от вдавливания: твердых частиц отслаивающегося металла в результате образования контактно усталостных повреждений; попадания в смазку подшипника инородных твердых тел; механического воздействия твердым телом.
Визуальный контроль.
По внешнему виду вмятины (намины, забоины) блестящие, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла поверхность вмятины (намина, забоины) без шероховатости.
Ролик используют, если число вмятин не превышает четырех на всей цилиндрической поверхности.
При большем количестве вмятин - ролик бракуют.
1.4.12 Электроожоги (кратеры) на цилиндрической поверхности - повреждение ролика в виде одиночных или цепочки кратеров из-за прохождения отдельных разрядов электрического тока в течение короткого времени.
Визуальный контроль.
По внешнему виду дефект имеет вид кратера, при рассмотрении с использованием увеличительного стекла донышко кратера темного или серого цвета со следами оплавления.
Ролик бракуют.
1.4.13 Электроожог круговой на цилиндрической поверхности - повреждение ролика в виде темных полос в результате длительного воздействия электрического тока с определенной частотой.
Визуальный контроль.
Дефект аналогичен повреждениям наружного и внутреннего колец, называемого "рифлением", но при этом нет четко выраженных отдельных полос, так как за один оборот внутреннего кольца ролик совершает несколько оборотов, что приводит к получению сплошной темной полосы - электроожога.
Ролик бракуют.
1.4.14 Задиры на торцах (типа "елочка") - естественный процесс, приводящий к изменению поверхностных слоев торца ролика под действием высоких контактных давлений при разрыве масляной пленки и проявляющийся в виде выровов металла как хаотично расположенных, так и в виде строго геометрического рисунка ("елочка").
Визуальный контроль. Ролик используют после удаления задиров шлифовальной бумагой зернистостью N 6 с минеральным маслом.
Снимать допускается с каждой стороны ролика слой глубиной не более 5,0 мкм. Глубину снятого слоя контролируют по высоте ролика.
1.4.15 Ползуны на цилиндрической поверхности - повреждение поверхности роликов, вызванное их заклиниванием от действия инородных тел и отсутствия радиального зазора в подшипнике.
Визуальный контроль. Ролик бракуют.
1.4.16 Ступенчатый износ торца - естественный износ, вызванный постоянно действующими силами в условиях достаточного смазывания.
Визуальный контроль. При износе торца ролика более 5,0 мкм ролик бракуют.
1.4.17 Круговые полосы на цилиндрической поверхности - естественный износ или потемнение в результате воздействия смазки на металл ролика в контакте с дорожками качения колец.
Визуальный контроль. Ролик, на поверхности которого круговые полосы ощущаются ногтем пальца руки, бракуют.
1.4.18 Цвета побежалости на торцах и цилиндрической поверхности - изменение окрашенности и структуры стали роликов в результате воздействия на них источников теплового излучения с различными повышенными температурами нагрева.
Визуальный контроль. Ролик бракуют.
1.5 Кольцо плоское упорное
1.5.01 Излом - полное разрушение кольца от концентраторов напряжений в результате действия высоких контактных давлений при взаимодействии с роликами и элементами торцевого крепления
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.5.02 Трещина - нарушение целостности кольца, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к растрескиванию и раскалыванию; наличием концентраторов напряжений, дефектов металла.
Визуальный контроль, НК. Кольцо бракуют.
1.5.03 Сколы - нарушение целостности кольца вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к растрескиванию и раскалыванию при наличии концентраторов напряжений в виде дефектов металла.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.5.04 Задиры на торцевой поверхности (типа "елочка") - естественный процесс, приводящий к изменению поверхностных слоев кольца под действием высоких контактных давлений при разрыве масляной пленки и проявляющийся в виде выровов металла как хаотично расположенных, так и в виде строго геометрического рисунка ("елочка").
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.5.05 Круговые полосы на торцевых поверхностях - результат проворачивания кольца относительно торца внутреннего кольца переднего подшипника и элементов торцевого крепления при ослаблении усилия его затяжки.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.5.06 Износ торцевых поверхностей (фретинг-коррозия) - естественный процесс, приводящий к окислению торцевых поверхностей кольца при его работе в условиях взаимного перемещения относительно элементов торцевого крепления и внутреннего кольца переднего подшипника как во влажной среде, так и при ее отсутствии.
Визуальный контроль. Кольцо бракуют.
1.6 Сепаратор
1.6.01 Излом полиамидного сепаратора - полное разрушение сепаратора от концентраторов напряжений в результате действия перегрузок при взаимодействии с роликами, а также механических повреждений.
Визуальный контроль. Сепаратор бракуют.
1.6.02 Трещина полиамидного сепаратора - нарушение целостности сепаратора, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к растрескиванию и раскалыванию; наличием концентраторов напряжений; несоблюдением технологии изготовления и монтажа и демонтажа подшипника.
Визуальный контроль. Сепаратор бракуют.
1.6.03 Сколы на полиамидном сепараторе - нарушение целостности сепаратора, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения и приводящими к растрескиванию и раскалыванию; наличием концентраторов напряжений; несоблюдением технологии изготовления и монтажа и демонтажа подшипника, а также механическими повреждениями.
Визуальный контроль. Сепаратор бракуют.
1.6.04 Механические повреждения (забоины) на полиамидном сепараторе - результат воздействия на сепаратор твердым телом при хранении, транспортировке, монтаже и демонтаже буксового узла.
Визуальный контроль. Сепаратор бракуют.
2 Подшипник кассетного типа
2.1 Подшипник в сборе
2.1.01 Полное разрушение подшипника
Визуальный контроль, использование напольных средств автоматического контроля буксовых узлов в пути следования. При движении поезда искрение, выделение дыма, запах гари, движение колесной пары юзом. Подшипник бракуют.
2.2 Кольцо наружное
2.2.01 Откол - механическое повреждение наружного кольца, вызванное: перегрузками, создающими высокие напряжения, приводящими к растрескиванию и раскалыванию; дефектами металла; концентраторами напряжений; нарушением технологии монтажа и демонтажа, транспортировки и хранения, а также изготовления и несоответствия геометрии деталей и контактируемых поверхностей.
Визуальный контроль. Подшипник бракуют.
2.2.02 Фретинг-коррозия на наружной поверхности - естественный процесс, приводящий к окислению посадочной поверхности наружного кольца при его работе в условиях взаимного перемещения относительно корпуса буксы или адаптера как во влажной среде, так и при ее отсутствии.
Визуальный контроль. Подшипник используют без зачистки коррозионных пятен.
2.2.03 Следы проворота (под адаптером) - естественный износ внешней поверхности наружного кольца в результате его проворачивания под адаптером.
Визуальный контроль. Подшипник используют без зачистки.
2.3 Кожух уплотнения
2.3.01 Ослабление посадки - нарушение прессового соединения кожуха встроенного уплотнения в результате потери натяга посадки вследствие механического повреждения или нарушения сборки подшипника.
Визуальный контроль. Подшипник бракуют.
2.3.02 Механическое повреждение - нарушение целостности кожуха от воздействия твердыми телами, нарушение технологии монтажа и демонтажа подшипника, транспортировки и хранения.
Визуальный контроль. Подшипник бракуют.
2.4 Выброс смазки
2.4.01 Выделение смазки в зоне уплотнения - наличие валика смазки в зоне встроенного уплотнения в результате ее миграции из подшипника, как при нормальных условиях работы, так и при повышенном нагреве.
Визуальный контроль. При выделении смазки в виде валика ее удаляют ветошью, подшипник используют. При наличии дефектов уплотнения подшипник бракуют.

Примечание - Цвета побежалости - изменение окрашенности и структуры стали деталей подшипников в результате воздействия на них источников теплового излучения с различными повышенными температурами нагрева.


Больше интересных статей




Комментариев нет:

Отправить комментарий