Поиск по блогу

02 декабря 2021

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 сентября 2016 г. N 2045р




РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. N 2045р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ХОЛДИНГЕ "РЖД"



Во исполнение требований распоряжения ОАО "РЖД" от 8 декабря 2015 г. N 2855р и протокола итогового за 2015 год заседания правления ОАО "РЖД" от 16-17 декабря 2015 г. N 46:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2017 г. прилагаемое Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге "РЖД".
2. Начальникам департаментов, управлений, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД":
а) организовать работу по приведению внутренних локальных документов в области системы менеджмента безопасности движения в соответствие с Руководством по системе менеджмента безопасности движения в холдинге "РЖД";
б) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить его выполнение.
3. Вице-президенту Старкову А.К., начальнику Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Давыдову А.Ю. инициировать проведение обществами, акциями/долями которых владеет ОАО "РЖД", а также подконтрольными ОАО "РЖД" обществами, с которыми ОАО "РЖД" заключило соглашения о взаимодействии по вопросам обеспечения безопасности движения, корпоративных мероприятий с целью применения ими Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге "РЖД", утвержденного настоящим распоряжением.
4. Признать утратившим силу с 1 января 2017 г. действие следующих документов:
а) Положение о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге "РЖД" и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 17 декабря 2009 г. N 2608р;
б) Руководство по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 4 июля 2013 г. N 1498р.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возлагаю на вице-президента - начальника Департамента безопасности движения Шайдуллина Ш.Н.



Первый вице-президент ОАО "РЖД"
А.А.Краснощек



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 30.09.2016 г. N 2045р



РУКОВОДСТВО
ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ХОЛДИНГЕ "РЖД"


1. Общие положения

1.1. Цели и задачи Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге "РЖД" (далее - Руководство).
1.1.1. Настоящее Руководство разработано в соответствии со Стратегией обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 8 декабря 2015 г. N 2855р.
1.1.2. Целью настоящего Руководства является достижения единого понимания и единообразия в организации деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения в ОАО "РЖД", введения общих требований и элементов Системы менеджмента безопасности движения (далее - СМБД) для всех функциональных филиалов ОАО "РЖД", их структурных подразделений, дочерних обществ, производственная деятельность работников которых связана с движением поездов.
1.1.3. Настоящее Руководство является одним из нормативных документов ОАО "РЖД" в области создания и поддержания функционирования СМБД, в соответствии с которым СМБД или ее элементы должны создаваться, вводиться в действие и функционировать во всех организациях холдинга "РЖД" и сторонних организациях, на которые это Руководство распространяется.
1.1.4. Для обеспечения создания и поддержания функционирования СМБД в сторонних организациях, не входящих в холдинг "РЖД", их соответствующие обязательства должны быть отражены в следующих документах:
соглашениях (договорах) ОАО "РЖД" с владельцами сопредельных инфраструктур (на основании пункта 1 статьи 11 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 года N 17-ФЗ);
договорах об оказании услуг по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД" с перевозчиками и об оказании услуг локомотивной тяги, заключаемых между ОАО "РЖД" и перевозчиками, если перевозчик не имеет локомотива (на основании пункта 1 статьи 12 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 года N 17-ФЗ);
соглашениях о взаимодействии ОАО "РЖД" с дочерними обществами по вопросам обеспечения безопасности движения поездов;
договорах (контрактах) на поставку (выполнение ремонта) технических средств инфраструктуры и подвижного состава для нужд ОАО "РЖД";
договорах (контрактах) на строительство, монтаж, реконструкцию, модернизацию, усиление объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" и ремонт их составных частей.
1.1.5. До включения в соглашения или договоры между ОАО "РЖД" и сторонними организациями соответствующих условий создания и поддержания функционирования у них СМБД настоящее Руководство может иметь для этих организаций только информационный характер.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Анализ СМБД - систематическое использование информации для выявления отклонений от сформулированных политики и целей в области безопасности движения и всесторонней оценки достигнутых результатов в этой области.
1.2.2. Декларация о Политике в области обеспечения безопасности движения (далее - Декларация о Политике) - документ, подписываемый руководителем организации холдинга "РЖД", составляемый в доступной для понимания каждым работником форме, удобной для ее распространения и компактной для размещения на информационных стендах или досках объявлений в служебных и производственных зданиях.
1.2.3. Ключевой показатель деятельности - важный для организации холдинга "РЖД" количественно измеряемый показатель, отражающий степень достижения цели или эффективность процесса в каком-либо аспекте.
1.2.4. Культура безопасности движения - результат осознания важности и социальной ответственности работников железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения.
1.2.5. Мониторинг в области безопасности движения (мониторинг) - система регулярных наблюдений и контроля за развитием процессов и явлений в железнодорожной транспортной системе, связанных с безопасностью движения, и за факторами, обуславливающими соблюдение и (или) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, проводимых по определенной программе.
1.2.6. Общество - общества, акциями/долями которых владеет ОАО "РЖД", а также подконтрольные ОАО "РЖД" общества, участвующие в перевозочном процессе на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД", выполняющие техническое обслуживание, строительно- монтажные (или ремонтные) работы на инфраструктуре ОАО "РЖД", изготавливающие и поставляющие продукцию и услуги для нужд ОАО "РЖД" и имеющие соглашения о взаимодействии с ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
1.2.7. Организация холдинга "РЖД" - подразделения аппарата управления ОАО "РЖД"; функциональные филиалы ОАО "РЖД" (центральные дирекции и дирекции ОАО "РЖД"), в том числе управления, входящие в состав некоторых функциональных филиалов ОАО "РЖД"; общества, акциями/долями которых владеет ОАО "РЖД", а также подконтрольные ОАО "РЖД" общества и структурные подразделения перечисленных в данном пункте организаций.
1.2.8. Политика в области безопасности движения - общие намерения и направления деятельности для достижения оптимальных результатов в области обеспечения безопасности движения.
1.2.9. Самооценка - всестороннее и систематическое обобщение анализа деятельности организаций холдинга "РЖД" и результатов этой деятельности по отношению к системе менеджмента безопасности движения или модели совершенства (например, модели премии за соблюдение требований безопасности движения).
1.2.10. Система менеджмента безопасности движения - часть общей системы менеджмента организации холдинга "РЖД" применительно к безопасности движения.
1.2.11. Цели в области безопасности движения - то, чего добиваются, или к чему стремятся в области безопасности движения.

1.3. Нормативные ссылки

Документами, приведенными в настоящем разделе, следует руководствоваться с учетом их актуальной редакции.

2. Система менеджмента безопасности движения

Согласно Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД" [1.3.8.] обеспечение функциональной безопасности - совокупность действий, направленных на достижение, поддержание уверенности в соблюдении и подтверждение выполнения требований и нормативов безопасности, а в конечном итоге таких значений показателей безопасности движения поездов, которые не выходят за пределы установленных целевых показателей. Основные элементы процесса обеспечения функциональной безопасности в холдинге "РЖД" приведены на рис. 1.
Основой функционирования указанного процесса является цикл постоянных улучшений (PDCA).
На начальном этапе устанавливается система измерений позволяющая оценить текущее состояние конкретного процесса, объекта или системы. Применительно к обеспечению безопасности движения такими измерителями могут служить происшествия, небезопасные инциденты, результаты сравнения (анализа), а также постоянный и системный мониторинг состояния объекта, процесса, системы.
По результатам оценки (анализа) текущего состояния проводится всесторонняя оценка имеющихся и потенциально возможных рисков. Методы и способы работы с рисками описаны в соответствующих методиках и стандартах ОАО "РЖД" [1.3.11 - 1.3.13, 1.3.22, 1.3.26 - 1.3.28., 1.3.33.].
На следующем этапе осуществляются программы, мероприятия, планы, разработанные по итогам проведения анализа текущего состояния и оценки рисков. Кроме того, проводится мониторинг на основе сравнения - "Цель/Текущее состояние".
После выполнения всех запланированных мероприятий, происходит достижение или не достижение целевого состояния объекта, процесса или системы. При достижении любого результата цикл начинается с первого этапа.
Рис. 1. Основные элементы процесса обеспечения функциональной безопасности в холдинге "РЖД"

2.1. Положение СМБД в холдинге "РЖД"
2.1.1. СМБД создается в целях повышения уровня безопасности движения поездов в ОАО "РЖД", вовлечения в деятельность по обеспечению безопасности движения всех организаций, участвующих в перевозочном процессе, текущем содержании и ремонте объектов инфраструктуры, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и других технических средств, а также в целях гармонизации подходов и требований к ней с подходами и требованиями к СМБД зарубежных железных дорог.
СМБД является составной частью общей системы управления (менеджмента) ОАО "РЖД". Процессный подход и риск-ориентированное мышление является основой для создания эффективно действующей СМБД.
2.1.2. СМБД создается на плановой основе во всех организациях холдинга "РЖД", деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения или выполнением контрольных функций такого обеспечения и охватывает все уровни управления организации холдинга "РЖД".
2.1.3. СМБД соответствующих структурных подразделений являются подсистемами СМБД организации холдинга "РЖД".
2.1.4. Перечень организаций холдинга "РЖД", на которые распространяются требования настоящего Руководства указан в приложении А настоящего Руководства (далее - перечень). Актуализация перечня осуществляется Департаментом безопасности движения ОАО "РЖД" при необходимости, но не чаще 1 раза в год.

2.2. Задачи СМБД
2.2.1. Задачами СМБД являются:
изучение проблем безопасности движения с позиций требований государства и общества, клиентуры организаций холдинга "РЖД", взаимодействия со сторонними организациями и внутренних взаимодействий;
принятие решений по обеспечению безопасности движения на основе изучения проблем в этой области и использования современных управленческих технологий;
достижение сочетания стратегического и тактического (оперативного) подходов к выполнению требований безопасности;
объективное установление обстоятельств и выявление причин возникновения транспортных происшествий и событий;
оценка фактического состояния безопасности движения на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих вопросы безопасности движения;
оценка действий персонала организаций холдинга "РЖД", а также сторонних организаций, производственная деятельность работников которых связана с обеспечением безопасности движения, на соответствие требованиям соответствующих нормативных документов, а также оценка готовности этих работников к практической деятельности
2.2.2. Требования к СМБД.
Требования к СМБД изложены в Типовых требованиях к системе менеджмента безопасности движения в ОАО "РЖД" [1.3.1.].
2.2.3. Согласно Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД" [1.3.8.], в настоящее время завершено создание и обеспечивается система управления безопасностью движения через функционирование СМБД.
2.2.4. Методология и принципы построения СМБД, для организаций, образующихся в ходе структурных преобразований в холдинге "РЖД", изложены в приложении В.

2.3. Управляемые виды деятельности СМБД
Для наиболее полного и результативного выполнения задач СМБД организации холдинга "РЖД" должна включать следующие элементы или управляемые виды деятельности в соответствии с циклом постоянных улучшений (PDCA):
Формирование политики в области безопасности движения;
Установление качественных и количественных целей, планов и процедур их достижения;
Обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий, событий, отказов технических средств, информирование о них и действий в нестандартных ситуациях;
Учет, регистрация и документирование информации в области безопасности движения;
Меры по обеспечению обмена информацией;
Поддержание компетентности персонала и готовности выполнения задач;
Проведение внутренних и внешних аудитов СМБД;
Менеджмент риска и выполнения мер по управлению риском;
Анализ функционирования СМБД;
Процедуры расследования транспортных происшествий, событий и отказов технических средств, их учета и принятия мер по их предупреждению.

3. Организационная структура и ответственность участников СМБД

3.1. Организационная структура, обеспечивающая порядок реализации управляемых видов деятельности СМБД.
Ответственным за внедрение и функционирование СМБД в организация холдинга "РЖД" является руководитель организации.
Матрица распределения ответственности за выполнение управляемых видов деятельности СМБД на различных уровнях управления, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Деятельность в СМБД
Документы, процедуры СМБД
Департамент безопасност и движения
Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями
Вертикаль управления
Функциональные филиалы Региональные подразделения Структурные подразделения
Формирование политики в области безопасности движения Политика в области безопасности движения холдинга "РЖД"
+
Декларация о политике в области безопасности движения
+
Разработка индикаторов реализации целей в области безопасности движения Цели, задачи и целевые (контрольные) показатели безопасности движения
+
+
+
+
Программа мероприятий для достижения целевых показателей безопасности движения
+
+
+
Менеджмент риска Анализ состояния безопасности движения
+
+
+
+
Разработка мероприятий (программ) направленных на исключение факторов риска
+
+
+
Поддержание компетентности персонала Организация аттестации персонала
+
+
+
+
Проведение технической учебы
+
+
+
Организация обучения персонала
+
+
+
+
Обеспечение обмена информацией Применение различных форм взаимоотношений между руководителями и работниками: совещания и собрания с представительными группами работников;
+
+
+
индивидуальные встречи и беседы как с лучшими работниками, так и с нарушавшими правила безопасности движения;
+
+
включение дополнительных каналов связи через телефоны доверия;
+
+
+
корпоративные сайты, информационные порталы и т.п.
+
+
+
Учет, регистрация и документирование информации в области безопасности движения перечень источников информации
+
+
+
состав этой информации
+
+
+
порядок обращения с ней
+
+
+
порядок контроля за получением информации от технических средств регистрации данных.
+
+
записи показателей и иных данных в области безопасности движения в журналах и книгах установленных форм
+
+
+
Разработка мер по исключению повторов транспортных происшествий и событий технические заключения, протоколы разборов транспортных происшествий и событий
+
+
+
+
Ликвидация последствий транспортных происшествий и событий и действия персонала в нестандартных ситуациях планы действий, адекватные возникшим транспортным происшествиям или событиям
+
+
+
Аудиты СМБД внутренние аудиты СМБД
+
+
+
Анализ функционирования СМБД
+
+
+
+

3.2. Полномочия и ответственность участников СМБД
3.2.1. В организации холдинга "РЖД" должно быть предусмотрено:
планирование и принятие мер для достижения заявляемых показателей безопасности движения и их постоянное улучшение;
учет фактических показателей безопасности движения в сопоставлении с показателями, заявленными в политике, планах и программах в отношении безопасности движения;
ведение отчетности о нарушениях безопасности движения и их анализ;
возможность осуществления корректирующих и предупреждающих действий;
проведение внутренних проверок (внутренний аудит) СМБД, анализа ее функционирования и самооценки с тем, чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой государственной политике в области безопасности движения, а также общих намерений и направлений деятельности (политики) организаций холдинга "РЖД" в этой же области и ее последовательное совершенствование;
возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам, в том числе в результате реинжиниринга всей системы менеджмента в организациях холдинга "РЖД";
соблюдение требований безопасности движения в процессах управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, обеспечения и выполнения перевозок и эксплуатации железнодорожного транспорта, мониторинга и измерения процессов, в том числе с использованием внутреннего контроля (ревизии) соблюдения этих требований;
открытость для проведения государственного контроля (надзора) со стороны надзорных органов результатов деятельности СМБД по соблюдению требований технических регламентов, а со стороны органов по сертификации - для проведения проверок процессов управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, обеспечения и выполнения перевозок и эксплуатации железнодорожного транспорта, мониторинга и измерения процессов.
3.2.2. В процессах управленческой деятельности руководства организаций холдинга "РЖД" должно предусматриваться наличие свидетельств принятия обязательств руководства по разработке и внедрению СМБД и постоянному улучшению ее результативности посредством:
доведения до сведения персонала организации важности выполнения законодательных и иных требований в области безопасности движения;
разработки Декларации о политике в области безопасности движения;
обеспечения разработки целей в области безопасности движения;
проведения анализа СМБД со стороны руководства;
обеспечения необходимыми ресурсами
3.2.3. Формирование политики в области безопасности движения
В центральном аппарате управления организации холдинга "РЖД" на основании Политики холдинга "РЖД" в области безопасности движения и в соответствии с основным направлениям деятельности, изложенными в Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД" [1.3.8.] разрабатывается Декларация о политике в области безопасности движения.
Декларация о Политике должна:
содержать способы и принципы реализации Политики холдинга "РЖД" в области безопасности движения с учетом местных особенностей организации холдинга "РЖД";
содержать обязательства и ответственность всех управляющих звеньев в достижении поставленных целей;
соответствовать виду деятельности организации холдинга "РЖД", быть гармонизирована с общекорпоративной политикой, учитывать государственные правовые и общественные требования;
выражать степень приверженности руководства организации холдинга "РЖД" соблюдению требований безопасности движения, отражать стратегическое представление о состоянии безопасности движения, содержать принципы и ключевые ценности, в соответствии с которыми организована работа персонала (в том числе руководителей) и которые направлены на осознание важности соблюдения безопасности движения и культуры безопасности
быть доведена до сведения всего персонала организации холдинга "РЖД", установленным в организации холдинга "РЖД" способом.

4. Система мониторинга и измерения СМБД.

4.1. Происшествия и опасные инциденты.
4.1.1. В рамках функционирования СМБД в организации холдинга "РЖД" должны быть разработаны и действовать процедуры расследования транспортных происшествий, событий и отказов технических средств, их учета и принятия мер по их предупреждению.
Каждой организации холдинга "РЖД" следует стремиться повышать эффективность своего участия в проводимых расследованиях и разборах нарушений безопасности движения за счет:
выявления достаточной полноты причинно-следственных связей, т.е. установления причин нарушений безопасности движения, связанных не только с ошибками непосредственных исполнителей или отказами технических средств, но также с несоответствующей системой организации процессов, недостатками в документации, обучении персонала, контроле состояния технических средств и т.п.;
обеспечения объективности выявления причин транспортных происшествий и событий, чему могут способствовать использование достаточного разнообразия способов выявления причин транспортных происшествий и событий и исключение попыток переложения ответственности на другие причастные организации холдинга "РЖД".
Эти требования отражаются в документированных процедурах проведения расследований с учетом предписаний нормативных документов [1.3.17, 1.3.18, 1.3.29, 1.3.30.].
4.1.2. В организации холдинга "РЖД" должны быть разработаны процедуры (методики) в соответствии с которыми разрабатываются планы корректирующих и предупреждающих действий, необходимые для устранения выявленных несоответствий и их причин, направленные на снижение риска возникновения этих несоответствий в будущем.
4.1.3. Результаты расследований транспортных происшествий, событий и отказов технических средств считаются достаточными, если на их основе возможны разработка и осуществление планов корректирующих и предупреждающих действий (мероприятий) по предупреждению нарушений правил безопасности движения и отказов технических средств.
4.1.4. По результатам разборов обстоятельств и причин транспортных происшествий (особенно крушений поездов и аварий), событий и отказов технических средств руководители организаций холдинга "РЖД", разрабатывают меры по их предупреждению, при необходимости распространяя их не только на то структурное подразделение, где допущено транспортное происшествие или событие, но и на другие структурные подразделения.
4.1.5. Ход реализации утвержденных планов корректирующих и предупреждающих действий по предупреждению нарушений безопасности движения должен периодически рассматриваться одним из руководителей организации холдинга "РЖД".

4.2. Индикаторы раннего предупреждения
4.2.1. В рамках СМБД в организации холдинга "РЖД" должно быть обеспечено реагирование на индикаторы раннего предупреждения наступления нежелательных событий в области обеспечения безопасности движения, которыми являются ревизорские предписания и указания [1.3.31., 1.3.32.], а также результаты проведения всех видов проверок, ревизий, аудитов процессов и систем.
4.2.2. СМБД организаций холдинга "РЖД" в целях улучшения ее процедур, результативности и эффективности, а также своевременного выявления потенциальных рисков должна подвергаться регулярным аудитам.
4.2.3. Для определения требований, связанных с планированием и проведением аудитов, ведением записей и составлением отчетов о полученных результатах, центральным аппаратом организации холдинга "РЖД" разрабатывается документированная процедура (методика, положение и т.п.).
4.2.4. Аудит СМБД в обществах, акциями/долями которых владеет ОАО "РЖД", а также подконтрольных ОАО "РЖД" обществах организуется и проводится Департаментом безопасности движения ОАО "РЖД" на основании заключаемых двухсторонних договоров и соглашений.
4.2.5. Аудиты СМБД проводятся с целью установления, что СМБД:
соответствует требованиям, а также выполняет задачи и содержит элементы (управляемые виды деятельности), которые изложены в настоящем Руководстве;
внедрена, поддерживается в рабочем состоянии и результативна.
4.2.6. Аудиты СМБД, проводимые силами центральных аппаратов организаций холдинга "РЖД" в региональных структурных подразделениях, должны планироваться с учетом проведения технических ревизий и контрольных проверок, проводимых Департаментом безопасности движения. При этом аудит должен быть проведен не ранее 6 месяцев с момента окончания технической ревизии или контрольной проверки.
В программу проведения аудита в обязательном порядке включаются: проверка хода и качества устранения причин несоответствий, установленных технической ревизией; проверка выполнения разработанных по итогам технической ревизии мероприятий.
4.2.7. Конкретный порядок организации и проведения аудитов СМБД приведен в [1.3.2.].

4.3. Мониторинг и планирование изменений, анализ функционирования СМБД.
4.3.1. На всех уровнях управления организации холдинга "РЖД" с установленной периодичностью должен проводиться анализ функционирования СМБД на предмет ее достаточности и результативности, а также факторный анализ состояния безопасности движения. Примерная форма анализа функционирования СМБД приведена в приложении Б к настоящему Руководству.
4.3.2. Для анализа функционирования СМБД со стороны руководства организации холдинга "РЖД" должны быть установлены следующие данные:
анализ функционирования производственных процессов со стороны их руководителей;
результаты проведенных аудитов процессов и систем;
результаты проверок состояния обеспечения безопасности движения в организации холдинга "РЖД", проведенных государственными надзорными органами и уполномоченными подразделениями владельца инфраструктуры;
фактические показатели состояния безопасности движения.
Дополнительно (при их наличии) должны быть использованы:
данные о функционировании процессов, связанных с обеспечением безопасностью движения, и их соответствия требованиям безопасности движения;
результаты работы комиссий по осмотру пути, сооружений на нем, железнодорожных переездов, устройств, вагонного и локомотивного парка;
данные расследования транспортных происшествий, событий отказов технических средств;
итоги структурных изменений в организации холдинга "РЖД", которые могли бы повлиять на СМБД;
влияния реализованных предупреждающих и корректирующих действий по отношению к СМБД и технических инноваций.
Указанный перечень может быть дополнен по решению руководителя организации холдинга "РЖД".
4.3.3. Анализ функционирования СМБД или процесса ее создания проводится на всех уровнях управления организации холдинга "РЖД" не реже одного раза в квартал. Указанный анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях как в СМБД в целом, так и в каждом ее элементе в отдельности.
4.3.4. Выходными данными анализа СМБД должны быть:
информация о результатах фактического функционирования каждого из 10 управляемых видов деятельности СМБД;
предложения по повышению результативности процессов, связанных с обеспечением безопасностью движения;
потребность в ресурсах.
4.3.5. Факторный анализ состояния безопасности движения проводится на всех уровнях управления организации холдинга "РЖД" не реже одного раза в квартал на основании статистических данный характеризующих выполнение процессов связанных с обеспечением безопасности движения.
4.3.6. Факторный анализ состояния безопасности движения формируется на основе показателей-измерителей, характеризующих степень влияния факторов на риск возникновения транспортных происшествий и событий, которые позволяют на ранних стадиях определить отклонения в производственной деятельности от нормального состояния, то есть спрогнозировать накопление уровня рисков до его фактического проявления.
4.3.7. Факторный анализ состояния безопасности движения и анализ функционирования СМБД, с установленной в организации холдинга "РЖД" периодичностью, но не реже 1 раза в квартал, должен рассматриваться руководителем организации холдинга "РЖД".

4.4. Установление качественных и количественных целей, планов и процедур их достижения
4.4.1. Каждая организация холдинга "РЖД" создает систему оценок своей деятельности в области безопасности движения, для чего устанавливает цели, согласованные с Политикой холдинга "РЖД" в области безопасности движения и декларацией о Политике, и сопоставляет достигнутые показатели безопасности движения с заданными целевыми показателями.
4.4.2. Установленные цели и задачи в области безопасности движения, а также заданные целевые (контрольные) показатели применительно к холдингу "РЖД" в целом и большинства входящих в него организаций отражены в Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД" [1.3.8.]. Они также приводятся в соответствие с требованиями и установками, формируемыми Департаментом безопасности движения ОАО "РЖД", действующим, в свою очередь, в соответствии с предписаниями Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [1.3.9.] и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [1.3.10], в том числе с учетом их актуализации. Им могут соответствовать самостоятельно устанавливаемые каждой организацией холдинга "РЖД" цели, задачи и целевые показатели безопасности движения (с учетом особенностей обеспечения безопасности движения в этих организациях холдинга "РЖД" и с распределением их по региональным подразделениям холдинга "РЖД"), ответственность за формирование которых несет ее руководитель.
4.4.3. Все установленные цели должны быть измеримы и достижимы.
4.4.4. Количественные цели организации холдинга "РЖД" могут быть выбраны из следующего набора этих целей (все или некоторые из них, при этом их перечень не ограничивается перечисленным):
уменьшение частоты возникновения транспортных происшествий, событий и размеров тяжести их последствий (обязательное);
уменьшение частоты возникновения нарушений безопасности движения, подлежащих учету как отказы технических средств 1 и 2 категории (рекомендуемое);
уменьшение частоты возникновения отказов технических средств 3 категории (рекомендуемое);
уменьшение частоты возникновения технологических нарушений.
4.4.5. Целевые показатели безопасности движения заданы Стратегией обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД" [1.3.8.].
4.4.6. Количественные цели распределяются по уровням управления (структурным подразделениям) в соответствии с порядком, установленным в организации холдинга "РЖД" и утверждаются приказом (распоряжением) руководителя центрального аппарата организации холдинга "РЖД" перед началом отчетного периода.
4.4.7. Качественные цели организации холдинга "РЖД" должны определять уровень повышения качества основных технологических процессов организации холдинга "РЖД" при безусловном соблюдении безопасности движения.
4.4.8. Качественные цели определяются центральным аппаратом организации холдинга "РЖД" и задаются для ее структурных подразделений.
4.4.9. Для достижения количественных и качественных целей составляются планы, которые могут приниматься в форме программ с перечнем планируемых мероприятий. Программы мероприятий составляются на всех уровнях управления организации холдинга "РЖД" с учетом местных особенностей сроком на один год перед началом ближайшего отчетного периода.
4.4.10. Программа мероприятий должна составляться для достижения установленных целей и содержать:
перечень планируемых мероприятий;
ожидаемый результат от выполнения каждого мероприятия;
место внедрения каждого мероприятия;
срок выполнения каждого мероприятия;
ответственное лицо или подразделение за выполнение каждого мероприятия;
затраты (при необходимости) на выполнение каждого мероприятия.
4.4.11. На всех уровнях управления организации холдинга "РЖД" должны быть назначены ответственные работники за отслеживание выполнения мероприятий по достижению заданных качественных и количественных показателей.
4.4.12. В процессе периода, на который установлены качественные и количественные показатели безопасности движения (но не реже одного раза в квартал), должны отслеживаться и оцениваться внедрение и результативность выполненных мероприятий из числа запланированных и их влияние на снижение количества допущенных нарушений безопасности движения и отказов технических средств. При необходимости по результатам такой оценки планы мероприятий могут корректироваться. В случае невыполнения заданных качественных и количественных показателей корректировка планов мероприятий на соответствующем уровне (уровнях) управления обязательна.
4.4.13. Назначенные для контроля за достижением качественных и количественных показателей безопасности движения ответственные работники по окончании периода, на который установлены показатели, готовят краткую служебную записку (на основании анализа состояния безопасности движения за этот и предыдущий периоды) с отражением в ней выводов о фактической результативности и эффективности запланированных мероприятий и предоставляют ее установленным порядком своим руководителям. Руководитель организации холдинга "РЖД" в декадный срок после представления такой записки проводит совещание с рассмотрением фактической результативности и эффективности реализованных мероприятий по достижению показателей и составлением перечня мероприятий, не имевших результата для недопущения повтора их включения в план предстоящего периода.
4.4.14. По степени отклонения достигнутых показателей от целевых показателей безопасности движения в меньшую (лучшую) или большую (худшую) сторону делаются выводы о результативности деятельности организации холдинга "РЖД" в области обеспечения безопасности движения. В последнем случае принимаются дополнительные улучшающие меры, для чего составляются соответствующие планы и устанавливаются процедуры их реализации.
4.4.15. Цели в области безопасности движения должны устанавливаться для соответствующих процессов, влияющих на безопасность движения и СМБД организации холдинга "РЖД".

5. Оценка рисков в области безопасности движения

5.1. Менеджмент риска и выполнения мер по управлению риском
Данный управляемый вид деятельности СМБД позволяет реализовать принцип "предвидеть и предупреждать нарушения безопасности движения" (наряду с сохраняющимся, но уходящим на второй план принципом "реагировать на произошедшие события и выправлять их последствия").
5.2. Процедуры менеджмента риска представляют собой скоординированные действия по руководству и управлению организацией холдинга "РЖД", направленные на предупредительное выявление опасностей как потенциальных источников возникновения ущерба (вреда) так и на снижение существующих уровней рисков до установленных допустимых уровней.
5.3. Даже в том случае, когда соответствующие цели достигнуты, необходимо продолжать внедрение мер, которые благоприятны для обеспечения безопасности, если они востребованы, практически возможны и экономически целесообразны (принцип "от хорошему к лучшему").
5.4. Терминология в области менеджмента риска, содержание процедур менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском изложены в [1.3.11 - 1.3.13, 1.3.22, 1.3.26 - 1.3.28., 1.3.33.].
5.5. Данный управляемый вид деятельности СМБД применяется в организации холдинга "РЖД" на основе корпоративных технологий управления рисками в области безопасности движения, а также при изменении условий эксплуатации, связанных с:
освоением новых технических средств, технологических процессов или новых видов деятельности;
внедрением новых форм организации труда персонала (в том числе при изменении режимов труда и отдыха);
структурным реформированием;
другими изменениями, влияющими на состояние безопасности движения.
5.6. Выявление опасностей и оценка рисков, а также разработка мер по их снижению осуществляются на всех стадиях жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта на всех уровнях управления организации холдинга "РЖД" в соответствии с распределением по этим уровням функций менеджмента риска (управления рисками), устанавливаемым в организационной и информационной моделях управления рисками в области безопасности движения [1.3.13].
5.7. Центральным аппаратом организации холдинга "РЖД" разрабатываются и вводятся в действие внутренние нормативные документы, регламентирующие процессы и процедуры выявления опасностей, количественной оценки риска, последующего анализа, обработки, мониторинга и пересмотра рисков. Руководителями организации холдинга "РЖД" должны периодически (не реже одного раза в год) оцениваться действующие процедуры управления рисками на предмет их фактического исполнения, актуальности и достаточности.
5.8. В центральном аппарате организации холдинга "РЖД" должны быть выделены лица, компетентные в вопросах менеджмента риска и принятия мер по управлению риском, подготовленные к решению этих задач применительно к соответствующему производственному комплексу. Выделенные лица применительно ко всем этапам жизненного цикла инноваций и других изменений должны размещать на информационных ресурсах, доступных персоналу организации холдинга "РЖД", сведения об инновациях (новых технических средствах, технологических процессах, форм организации труда персонала и т.п.) и других изменениях, влияющих на состояние безопасности движения и требующих выполнения процедур менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском.
5.9. В структурном подразделении организации холдинга "РЖД" должен вестись журнал учета опасностей, форма которого приведена в ГОСТ Р 54505 [1.3.12] (приложение Б к указанному стандарту).
5.10. В организации холдинга "РЖД" на каждом уровне управления составляется реестр рисков.
5.11. Для осуществления управления рисками, с установленной в организации холдинга "РЖД" периодичностью (как правило - один раз в квартал) разрабатываются меры по снижению риска (смягчению последствий риска), которые должны быть согласованы с мерами, направленными на достижение установленных показателей безопасности движения. При этом руководством организации холдинга "РЖД" должна производиться оценка полноты и результативности ранее реализованных мероприятий по обработке рисков за истекший отчетный период.

6. Обмен информацией по безопасности движения

6.1. Учет, регистрация и документирование информации в области безопасности движения
6.1.1. Все внутренние документы организации холдинга "РЖД" по обеспечению безопасности движения должны соответствовать предписаниям международных и межгосударственных соглашений и законодательных актов Российской Федерации в области безопасности движения на железнодорожном транспорте, требованиям поддерживающих их национальных стандартов и сводов правил федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
6.1.2. В центральном аппарате управления организации холдинга "РЖД" должны быть выделены (назначены) ответственные работники, на которых возлагаются обязанности по ведению реестра выпуска следующих документов, содержащих положения или требования безопасности движения:
международные и межгосударственные соглашения в области безопасности движения на железнодорожном транспорте;
законы Российской Федерации;
документы, утвержденные указами Президента Российской Федерации или постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прежде всего - Министерства транспорта Российской Федерации;
национальные стандарты и своды правил, область применения которых распространяется на железнодорожный транспорт, а назначение связано с обеспечением безопасности движения;
нормативные документы ОАО "РЖД" и других организаций холдинга "РЖД", включая стандарты организаций, устанавливающие требования безопасности движения и предназначенные для организации холдинга "РЖД" процессов, связанных с безопасностью движения.
Допускается ведение указанного реестра в электронном виде на информационных порталах организации холдинга "РЖД".
6.1.3. В организации холдинга "РЖД" должна быть разработана и документирована процедура своевременного внесения изменений во внутренние локальные документы в области безопасности движения в соответствии с требованиями нормативных документов указанных в п. 4.4.2.
6.1.4. В организации холдинга "РЖД" должно быть определено, какая установленная в нормативной документации информация в области безопасности движения (далее - информация) регистрируется и какими средствами (например, устройствами автоматической записи графика исполненного движения поездов, системами документированной регистрации переговоров, комплексной автоматизированной системой анализа надежности технических средств КАСАНТ и др.).
6.1.5. Независимо от того, на чьем балансе находятся технические средства регистрации данных, в организации холдинга "РЖД" документируются:
перечень источников информации;
состав этой информации;
порядок обращения с информацией;
порядок контроля получения информации от технических средств регистрации данных.
6.1.6. Установленные в нормативной документации и не регистрируемые с использованием технических средств показатели или иные данные в области безопасности движения регистрируются в виде записей, которые ответственный персонал заносит в журналы или книги установленных форм.
6.1.7. Информация в области безопасности движения, подлежащая учету, должна документироваться, храниться и архивироваться на бумажных или иных носителях в соответствии с требованиями, установленными в организации холдинга "РЖД". Эти и другие записи могут стать полезными в дальнейших процедурах менеджмента риска и стать доказательством принятия (или непринятия) мер по снижению или предотвращению риска. Записи ведутся настолько детально, чтобы можно было проследить все принимаемые решения.
6.1.8. Вся информация в области безопасности движения должна использоваться при проведении анализа состояния безопасности движения и анализа функционирования СМБД на всех уровнях управления организации холдинга "РЖД".
6.1.9. Ответственность за разработку документированных процедур регистрации информации в организациях холдинга "РЖД" возлагается на руководителей этих организаций.

6.2. Меры по обеспечению обмена информацией
6.2.1. Для всех работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, должен быть обеспечен:
доступ к информации по всему кругу деятельности этих работников;
документальное регламентирование своевременности и достоверности передачи и получения информации при выполнении оперативной работы и организационной деятельности, связанной с безопасностью движения;
возможность свободной передачи руководителям любого уровня, вплоть до высшего руководства организации холдинга "РЖД" информации о возникающих нарушениях безопасности движения, о ходе ликвидации их последствий и (или) любых имеющихся недостатках, способных негативно повлиять на безопасность движения;
обмен связанной с обеспечением безопасности движения поездов информацией со сторонними организациями холдинга "РЖД", в том числе Обществ с аппаратом управления и структурными подразделениями функциональных филиалов ОАО "РЖД", минимизация барьеров для такого обмена.
6.2.2. Обмен информацией между организациями холдинга "РЖД" устанавливается регламентами взаимодействия между ними.
6.2.3. Организация контроля за достаточностью информационного обеспечения в части его соответствия выполнению установленных требований безопасности движения осуществляется руководителями всех уровней.
6.2.4. Одной из задач данного элемента СМБД является переход к такому доверительному и открытому обмену информацией, при котором работники, особенно исполнительского звена, могут как можно полнее и своевременно предоставлять сведения о недостатках, как в своей работе, так и в смежных видах деятельности.
Для этого каждому работнику предоставляется возможность донести до руководства свои мнение и предложения, задать интересующие вопросы и получить на них ответы, исходя из развития взаимоотношений работников между собой и между всеми уровнями управления организации холдинга "РЖД", основанных на культуре безопасности [1.3.20., 1.3.21.].

6.3. Поддержание компетентности персонала
6.3.1. Действующие в настоящее время системы дополнительного профессионального и бизнес-образования руководителей и специалистов холдинга "РЖД", профессионального обучения рабочих кадров и технической учебы работников ОАО "РЖД" должны развиваться в направлении повышения уровня знаний в области безопасности движения и их результативности для практической деятельности [1.3.14. - 1.3.16, 1.3.23. - 1.3.25].
6.3.2. В организациях холдинга "РЖД" и их структурных подразделениях должен поддерживаться высокий уровень готовности работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, к выполнению ими своих производственных задач (в том числе в условиях технических, технологических или организационных изменений, чрезвычайных и нестандартных ситуаций и ситуаций, критичных в отношении времени на принятие решений, в сложных погодных условиях) с контролем или определением уровня такой готовности.25
6.3.3. Руководители всех уровней управления организаций холдинга "РЖД" должны способствовать достижению у каждого работника:
выработки психологической устойчивости и навыков для работы в нестандартных ситуациях, сложных погодных условиях и ситуациях, критичных в отношении времени для принятия решений;
стремления к изучению опыта коллег по работе своего и других, аналогичных по виду деятельности структурных подразделений в части извлечения уроков из транспортных происшествий и событий;
своевременного овладения инновациями (новой техникой и технологией, новыми организационными перестроениями) с учетом обеспечения безопасности движения в этих новых условиях;
понимания принципов и основных положений СМБД, функционирующей в организации холдинга "РЖД", необходимости развития культуры безопасности, их влияния на повышение безопасности движения.
6.3.4. Наличие процедур поддержания компетентности персонала в области безопасности движения и готовности выполнения им своих задач в организациях холдинга "РЖД" и их структурных подразделениях подтверждается:
приказами и распоряжениями по организации холдинга "РЖД" регламентирующих различные формы обучения и проверки знаний персонала;
анкетами по результатам обучения по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования;
ежегодно составляемыми графиками проведения периодической аттестации работников, наличием перечней вопросов по определенной тематике, документальными свидетельствами проведения периодических и внеплановых аттестаций в соответствии с [1.3.14.], [1.3.15.];
планами проведения технической учебы [1.3.16.];
журналами учета посещаемости занятий и успеваемости по технической учебе;
другими журналами, планами и протоколами (в том числе семинаров и школ передового опыта).
6.3.5. Мониторинг уровня квалификации персонала должен рассматриваться как часть процесса оценки подготовленности персонала к работе, связанной с движением поездов и проводится с установленной в организации холдинга "РЖД" периодичностью.

7. Менеджмент чрезвычайных ситуаций (обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий, событий, отказов технических средств, информирование о них и действий в нестандартных ситуациях).

7.1. В организациях холдинга "РЖД" устанавливаются процедуры, обеспечивающие уверенность в том, что:
при возникновении транспортных происшествий, событий и отказов технических средств будут выполнены планы действий, адекватные возникшим транспортным происшествиям или событиям;
в случае возникновения транспортных происшествий, событий, отказов технических средств и в ходе ликвидации их последствий будет соблюден установленный порядок информирования и информационного реагирования на случившееся;
при возникновении транспортных происшествий, событий и отказов технических средств, а также связанных с ними нестандартных ситуаций, персонал будет соблюдать установленный для таких транспортных происшествий, событий или ситуаций порядок действий.
7.2. Цель этих документированных процедур - обеспечить эффективное выполнение аварийно-восстановительных работ [1.3.19], а также предоставить ОАО "РЖД" возможности для организации движения поездов и маневровой работы в сложившихся условиях.
7.3. Обеспечение выполнения данного управляемого вида деятельности основано на заблаговременной разработке руководителями организаций холдинга "РЖД":
соответствующих планов действий применительно к различным видам транспортных происшествий, событий и отказов технических средств;
порядка информирования и информационного реагирования на транспортные происшествия, события, отказы технических средств и на ход ликвидации их последствий;
порядка действий персонала при возникновении нестандартных ситуаций, транспортных происшествий, событий, отказов технических средств.
7.4. Если организация холдинга "РЖД" в соответствии с действующим положением не располагает средствами ликвидации последствий транспортных происшествий или событий, то ею, при необходимости, разрабатывается согласованный с Департаментом безопасности движения ОАО "РЖД" порядок участия в реализации планов действий по ликвидации этих последствий.
При этом такая организация холдинга "РЖД" предоставляет в Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями - структурное подразделение ОАО "РЖД" контактные телефоны и адреса электронной почты, по которым может осуществляться обмен информацией.
7.5. Порядок информирования о случаях возникновения транспортных происшествий и событий должен учитывать взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти в области железнодорожного транспорта, а при необходимости - органами государственной власти в области чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и др., а также соответствовать требованиям этих органов.
7.6. Для установления порядка действий персонала при возникновении аварийных и нестандартных (внештатных) ситуаций (осложнение эксплуатационной обстановки с нарушением графика движения поездов, срыв графика выдачи локомотивов под составы поездов или смены локомотивных бригад, угроза безопасности движения поездов из-за внезапного несанкционированного движения незакрепленного подвижного состава с пути его стоянки или потери управления торможением поезда и др.) допускается совместная разработка и ввод в действие регламентов взаимодействия подразделений двух и более организаций холдинга "РЖД", особенно если выход из этих ситуаций зависит от их совместных действий.
7.7. Порядок информирования о ходе выполнения работ по восстановлению движения и ликвидации последствий транспортных происшествий, событий и отказов технических средств должен способствовать своевременному получению достаточных и достоверных сведений причастными работниками о ключевых состояниях процесса выполнения этих работ, а порядок учета - сопоставлению фактических показателей, характеризующих выполнение этих работ, с нормируемыми показателями.

8. Функционирование и непрерывное улучшение СМБД

8.1. Деятельность организации холдинга "РЖД" по поддержанию в рабочем состоянии и дальнейшем развитии СМБД строится на плановой основе. Такие планы формируются ежегодно в первом квартале следующего за отчетным года, после рассмотрения функционирования СМБД в организации холдинга "РЖД" по итогам 4 квартала и в целом истекшего года.
8.2. Процессы непрерывного улучшения СМБД должны осуществляться в сочетании с процессами непрерывного улучшения характеризующих соблюдение требований безопасности движения показателей. Для этого используются процедуры оценки как самой СМБД, так и соблюдения требований безопасности движения на основе результатов аудитов, иных форм проверок, а также самооценок.
8.3. Сопровождающая деятельность включает:
отслеживание необходимости выделения и получения ресурсов для функционирования СМБД (персонал, технические средства, финансы);
обеспечение необходимыми каналами связи для обмена информацией при функционировании СМБД;
разработка и культивирование применения установленной терминологии в области безопасности движения и СМБД;
внедрение культуры безопасности движения, характеризующей качество СМБД и степень ее соответствия выполняемым задачам в области безопасности движения.
8.4. Главной тенденцией развития СМБД должен стать переход в холдинге "РЖД" к такому доверительному и открытому обмену информацией, при котором работники, особенно исполнительского звена, не испытывали страха наказания за сведения о недостатках как в своей работе, так и в смежных видах деятельности или деятельности организации холдинга "РЖД" в целом.
Это затрагивает всю систему взаимоотношений работников между собой и между всеми уровнями управления организации холдинга "РЖД", а также заставляет выйти на привитие каждому работнику нового, более высокого уровня его отношения к безопасности движения и понимания проблем в этой области.
Весь комплекс таких новых отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности в настоящее время получил наименование культура безопасности. При этом следует иметь в виду, что культура безопасности движения (далее - культура безопасности) связана со всеми элементами СМБД.
8.5. Действия руководства организации холдинга "РЖД" по постоянному улучшению СМБД должны базироваться на основании цикла постоянных улучшений (PDCA).
8.5.1. Этап 1 - Планирование.
проводится анализ функционирования процессов связанных с обеспечением безопасности движения, а также анализ наличия или отсутствия отдельных элементов СМБД в организации холдинга "РЖД", собираются и анализируются статистические данные, характеризующие текущее состояние обеспечения безопасности движения.
проводится анализ существующих и предполагаемых рисков.
после всестороннего рассмотрения текущего состояния с обеспечением безопасности движения (статистические показатели, результаты факторного анализа (внутреннего и/или Ситуационного Центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями)), наличия обязательных элементов СМБД, существующих и предполагаемых рисков в организации холдинга "РЖД", разрабатываются мероприятия (планы) направленные на исключение или снижение до допускаемого уровня рисков, восполнения недостающих элементов СМБД и в конечном результате на исключение или снижение количества случаев происшествий, событий и отказов технических средств.
8.5.2. Этап 2 - Выполнение.
Проводится реализация запланированных мероприятий, разработанных на первом этапе.
8.5.3. Этап 3 - Контроль.
Проведение всех видов контрольных мероприятий, с целью оценки соответствия выполняемых мероприятий заданным критериям и ожидаемым результатам. Выявление отклонений и причин их вызвавших.
8.5.4. Этап 4 - Воздействие.
Принятие мер по устранению причин вызвавших отклонения в выполняемых процессах. Перераспределение ресурсов, выработка предложений по изменению ранее разработанных мероприятий (планов). Переход к первому этапу.





Приложение А
(обязательное)


Перечень организаций холдинга "РЖД", на которые распространяются требования Руководства


1. Центральная дирекция инфраструктуры (в том числе отдельно на Управление пути и сооружений, Управление автоматики и телемеханики, Управление вагонного хозяйства, Управление механизации, Управление диагностики и мониторинга инфраструктуры);
2. Центральная дирекция управления движением;
3. Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом;
4. Центральная дирекция по ремонту пути;
5. Центральная станция связи;
6. Центральная дирекция пассажирских обустройств;
7. Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава;
8. Дирекция тяги;
9. Дирекция по ремонту тягового подвижного состава;
10. Дирекция железнодорожных вокзалов;
11. Дирекция скоростного сообщения;
12. Дирекцию капитального ремонта и реконструкции устройств электрификации и электроснабжения;
13. Центр фирменного транспортного обслуживания;
14. Трансэнерго;
15. Департамент безопасности движения ОАО "РЖД" и аппараты главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог в части контроля за созданием, функционированием и развитием СМБД в организациях холдинга "РЖД", а также осуществления контрольно-ревизионной деятельности по выявлению имеющихся и потенциальных рисков в области безопасности движения поездов;
16. Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО "РЖД", в части обеспечения установленным для него порядком информационного взаимодействия с подразделениями аппарата управления, функциональными филиалами, другими структурными подразделениями ОАО "РЖД", обществами, федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти и организациями холдинга "РЖД" по вопросам оповещения о транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", оперативного взаимодействия при ликвидации их последствий, а также прогнозно-аналитической работы по выявлению уровней опасности нарушений безопасности движения и разработке мероприятий по снижению дестабилизирующих факторов;
17. Общества, акциями/долями которых владеет ОАО "РЖД", а также подконтрольные ОАО "РЖД" общества, участвующие в перевозочном процессе на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД", выполняющие техническое обслуживание, строительно-монтажные (или ремонтные) работы на инфраструктуре ОАО "РЖД", изготавливающие и поставляющие продукцию и услуги для нужд ОАО "РЖД" и имеющие соглашения о взаимодействии с ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов. Решения о применении настоящего Руководства и других нормативных документов в области СМБД принимаются Советами директоров обществ.



Приложение Б
(рекомендуемое)



ТИПОВАЯ ФОРМА
проведения анализа функционирования системы менеджмента безопасности движения поездов


1. Рассмотрение выполнения и функционирования основных элементов СМБД (рассматриваются в табличной форме).
1.1. Формирование политики в области безопасности движения.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.2. Качественные и количественные цели, планы и процедуры их достижения.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.3. Обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий, событий, отказов технических средств, информирование о них и действий в нестандартных ситуациях.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.4. Учет, регистрация и документирование информации в области безопасности движения.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.5. Меры по обеспечению обмена информацией.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.6. Поддержание компетентности персонала и готовности выполнения задач.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.7. Проведение внутренних и внешних аудитов СМБД.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.8. Менеджмент риска и выполнения мер по управлению риском.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.9. Анализ функционирования СМБД.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.10. Процедуры расследования транспортных происшествий, событий и отказов технических средств, их учета и принятия мер по их предупреждению.

Ответственный
Чем регламентируется
Разработана Да/Нет
Чем утверждена
Порядок информирования структурных подразделений
Дата следующей актуализации
Процент функционирования


1.11. Анализ функционирования элементов СМБД:

Таблица 1

N п/п
Процентная доля (%)
Нарастающий процент (%)
Критерии внедрения элемента
1 0 0 Нормативные документы отсутствуют
2 10 10 Составлен план, назначены ответственные
3 10 20 Документ в разработке
4 10 30 Документ разработан
5 10 40 Документ согласован, утвержден
6 10 50 Документ направлен причастным
7 10 60 С документом ознакомлены причастные работники, применяют редко, не регулярно
8 10 70 Причастные работники знают и понимают требования документа, применяют на не регулярной основе
9 10 80 Причастные работники знают и понимают требования документа, применяют на регулярной основе
10 10 90 Запланированы (либо составлены) меры улучшений
11 10 100 Установлен контроль за применением мер улучшений.

Анализ рассматривается в виде лепестковой диаграммы с отражением 10 элементов СМБД и их функционирования в процентном отношении.
Процент функционирования каждого элемента рассчитывается по этапам внедрения каждого элемента, требования указаны в таблице 1.

2. Анализ функционирования производственных процессов (указываются процессы, связанные с обеспечением безопасности движения, степень детализации (количество) устанавливается в зависимости от уровня управления):
2.1. ____________________________.
2.2. ____________________________.
2.3. ____________________________.
Пункты 2.1 - 2.3. рассматриваются в виде 2-4 слайдов (по каждому пункту), последовательно отражающих ситуацию по данному вопросу за отчетный период, с кратким выводом о необходимости мер улучшений в данном направлении.
3. Результаты аудитов СМБД рассматриваются в виде 2-4 слайдов, последовательно отражающих ситуацию по данному вопросу за отчетный период, с кратким выводом о необходимости мер улучшений в данном направлении.
4. Результаты проверок состояния обеспечения безопасности движения проведенных государственными надзорными органами и уполномоченными подразделениями владельца инфраструктуры (ревизорские указания и предписания) рассматриваются в виде 2-4 слайдов, последовательно отражающих ситуацию по данному вопросу за отчетный период, с кратким выводом о необходимости улучшений в данном направлении.
5. Фактические показатели состояния безопасности движения за отчетный период:
5.1. Анализ отказов за отчетный период. Выполнение целевых показателей.
5.2. Анализ транспортных происшествий и событии за отчетный период. Выполнение целевых показателей.
Пункты 5.1 - 5.2. рассматриваются в виде 2-4 слайдов (по каждому пункту), последовательно отражающих ситуацию по данному вопросу за отчетный период, с кратким выводом о необходимости улучшений в данном направлении.
6. Оценка возможностей улучшения и потребности в изменениях СМБД.
Рассматривается в табличной форме по каждому элементу данного анализа:

N пункт/раздел
Возможности для улучшения
Требуемые действия
Ответственный (ресурсы)
Срок реализации действий
1.1.




Приложение В
(обязательное)



Порядок создания СМБД


1. В целях обеспечения полноты охвата всей деятельности, связанной с перевозками и эксплуатацией железнодорожного транспорта, организация холдинга "РЖД" при создании СМБД должна:
выявлять процессы, необходимые для их включения в сферу СМБД;
определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация холдинга "РЖД" должна обеспечивать управляемость этих процессов в своей сфере деятельности в соответствии с требованиями, приведенными в соответствующих положениях об этих подразделениях.

2. Организация холдинга "РЖД" при создании и функционировании СМБД должна:
принимать к исполнению законы (в том числе - технические регламенты) и иные нормативные правовые акты, которые установлены на федеральном уровне и содержат требования безопасности движения или распространяются на деятельность по обеспечению перевозок и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств;
формировать общие намерения и направления деятельности (политику) в области безопасности движения;
конкретизировать цели и устанавливать приоритетные задачи в области безопасности движения;
выявлять опасности и обусловленные ими риски возникновения транспортных происшествий и их последствий, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности по обеспечению перевозок и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств;
устанавливать перечень показателей безопасности движения и методы для достижения заявленных целей и задач;
организовывать с установленной периодичностью проведение внутренних проверок (внутренний аудит) СМБД, анализ ее функционирования и самооценки с тем, чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой государственной политике в области безопасности движения, а также общих намерений и направлений деятельности (политики) холдинга "РЖД" в этой же области и ее последовательное совершенствование;
соблюдать требования безопасности движения в процессах управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, обеспечения и выполнения перевозок и эксплуатации железнодорожного транспорта, мониторинга и измерения процессов, в том числе с использованием внутреннего контроля (ревизии, проверки и т.п.) соблюдения этих требований.
обеспечить постоянное улучшение СМБД путем использования результатов аудитов, ревизий, проверок, анализа данных, информации о результативности корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа СМБД в целом.

3. Основанием для создания СМБД в организации холдинга "РЖД" являются требования Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД" [1.3.8.].
СМБД в Обществах создается с учетом фактически осуществляемого вида деятельности в рамках заключенных соглашений или договоров с ОАО "РЖД", при этом решение о создании СМБД в Обществе, должно быть утверждено советом директоров или другим руководящим органом Общества.

4. При организации работы по созданию и поддержанию функционирования СМБД в каждой организации холдинга "РЖД" должны предусматриваться подготовительная стадия, стадия создания, стадия функционирования и развития СМБД.

5. Решение о создании СМБД оформляется приказом (распоряжением) организации холдинга "РЖД".

6. В приказе (распоряжении) о создании СМБД должно быть отражено:
цель создания СМБД;
назначение ответственного руководителя за создание СМБД;
формирование организационной структуры (рабочей группы) для управления созданием СМБД;
закрепление ответственности работников за те элементы (управляемые виды деятельности) СМБД, которыми они управляют;
периодичность рассмотрения хода создания и функционирования СМБД.
Вопросы, указанные в данном пункте, в дальнейшем должны быть внесены в приказы о распределении обязанностей между руководителями и соответствующие положения об управлениях, отделах организации холдинга "РЖД". Такая работа должна быть проведена на всех уровнях управления организации холдинга "РЖД".

7. Разработка плана создания СМБД
7.1. План создания СМБД должен утверждаться приказом (распоряжением) организации холдинга "РЖД". Допускается утверждение плана создания СМБД приказом (распоряжением) о создании СМБД в организации холдинга "РЖД" (пункт 5 приложения В настоящего Руководства).
7.2. План создания СМБД включает следующие этапы и мероприятия.
Предварительный (этап 1):
обучения и подготовки персонала;
проведение анализа функционирования существующих, связанных с обеспечением безопасности движения, процессов (далее - Анализ процессов) и определение наличия или отсутствия отдельных элементов СМБД, подготовка отчета по указанному анализу;
построение процессной модели организации холдинга "РЖД".
Создание СМБД (этап 2):
разработки и ввода в действие недостающих нормативных документов по каждому из элементов СМБД;
ввод в действие недостающих или дополнение существующих элементов СМБД.
7.3 Обучение и подготовка персонала
7.3.1. Руководители и специалисты всех уровней управления организации холдинга "РЖД", связанные с введением в действие и функционированием СМБД, должны пройти обучение методологии построения СМБД или прошедшим базовый курс обучения предмету "Система менеджмента качества" (СМК) и ознакомленным с документами по качеству серии "Корпоративная интегрированная система менеджмента качества ОАО "РЖД" (или аналогичными подобными документами, принятыми в Обществах), а также с настоящим Руководством. Допускается каскадное обучение СМБД по программам, утвержденных руководителем соответствующей организации холдинга "РЖД".
7.3.2. Изучение требований нормативных документов в области СМБД должно включаться в годовой план технической учебы:
с работниками, деятельность которых связана с построением и функционированием СМБД не реже одного раза в 6 месяцев;
с работниками, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой не реже одного раза в год (с учетом фактически выполняемой работы соответствующих работников).
7.4. Проведение Анализа процессов и определение наличия или отсутствия отдельных элементов СМБД, а также подготовка отчета по результатам указанной работы
7.4.1. При создании СМБД:
проводится Анализ процессов;
проводится анализ наличия или отсутствия отдельных элементов СМБД, которые представляют собой управляемые виды деятельности или необходимость модификации анализируемых элементов СМБД.
7.4.2. В рамках проводимого Анализа процессов необходимо:
определить лиц ответственных за описание процессов деятельности организации холдинга "РЖД" связанных с обеспечением безопасности движения, прошедших соответствующее обучение в рамках, действующих в холдинге "РЖД" учебных программ (например, "Бизнес-моделирование с применением стандартов ОАО "РЖД");
составить номенклатуру выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, от которых зависит безопасность движения;
указать перечень требований надежности и безопасности, предъявляемых к выпускаемой продукции или предоставляемым услугам, а также фактических параметров (характеристик, показателей) выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, от которых зависит безопасность движения;
составить номенклатуру процессов и ключевых рисков;
обобщить перечень требований, предъявляемых к процессам и подпроцессам, а также к достижению целевых (или контрольных) показателей безопасности движения (далее - целевые показатели безопасности движения);
произвести ранжирование процессов и определить последовательность их описания;
определить ответственных за описание процессов и оказание методологической поддержки в данной работе;
разработать карту процессов и провести описание процессов изготовления продукции или деятельности по оказанию услуг, от которых зависит безопасность движения, с отражением на схеме или в описании обязанностей, полномочий и ответственности подразделений и отдельных лиц согласно положениям об этих подразделениях и должностных инструкций.
7.4.3. По результатам Анализа процессов и наличия элементов СМБД определяются:
наличие или отсутствие отдельных элементов (компонентов) СМБД в анализируемых процессах управления деятельностью, связанной с безопасностью движения;
наличие или отсутствие управляемости всеми связанными с обеспечением безопасности движения процессами деятельности на всех уровнях управления организации холдинга "РЖД" с одновременным выявлением распределения ответственности за выполнение этих процессов и взаимодействие с другими организациями холдинга "РЖД" при решении задач, связанных с безопасностью движения;
степень вовлеченности персонала в деятельность, связанную с обеспечением безопасности движения, и выполнения (соблюдения) им требований безопасности движения (определяется по результатам анкетирования);
возможность обмена знаниями и информацией в области обеспечения безопасности движения, свободной и открытой (без страха наказания) передачи информации о недостатках в организации деятельности, возникающих неисправностях технических средств и ошибочных действиях персонала;
степень использования средств регистрации и документирования информации в области безопасности движения;
наличие доступной для использования документации, необходимой для обеспечения безопасности движения, своевременность ее актуализации;
степень участия в проведении служебных расследований транспортных происшествии и событий; соблюдение процедур и полнота рассмотрения каждого случая нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе с учетом выявления отказов технических средств, ошибок персонала и организационных (системных) недостатков; эффективность принимаемых мер по предупреждению этих случаев и ликвидации их последствий;
наличие показателей, по которым возможно определение устойчивости процессов, связанных с обеспечением безопасности движения, а также наличие установленных количественных целевых показателей безопасности движения как целевых ориентиров, с которыми сопоставляются достигнутые значения показателей безопасности движения, степень достижения установленных целевых показателей безопасности движения;
использование или неиспользование процедур менеджмента риска;
эффективность и целесообразность принятых мер, направленных на достижение целевого состояния процесса.
7.4.4. Результаты Анализа процессов и анализа наличия элементов СМБД оформляются в виде отчета, который представляется руководителю организации холдинга "РЖД".
Полученные результаты анализа используются для принятия решений о дополнении имеющихся в организации холдинга "РЖД" элементов СМБД отсутствующими в них отдельными процедурами или формировании отсутствующих в целом элементов СМБД.
7.5. Построение процессной модели организации холдинга "РЖД"
7.5.1. Анализ процессов организации холдинга "РЖД" учитывается при построении процессной модели организации холдинга "РЖД". Указанная работа проводится в соответствии с требованиями нормативной документации ОАО "РЖД" в этой области [1.3.3, 1.3.4, 1.3.5., 1.3.6., 1.3.7.].
7.6. Разработка и ввод в действие недостающих нормативных документов по каждому из элементов СМБД
Для создания и поддержания функционирования СМБД в центральном аппарате организации холдинга "РЖД" разрабатываются документы, которые должны составить общесистемную документацию в области СМБД. К их числу должны относиться следующие документы (указанный ниже перечень устанавливает минимальные требования и не ограничивается приведенным; некоторые из них могут быть объединены в один документ, а некоторые разработаны и введены в действие в виде серии документов):
Декларация о политике в области безопасности движения;
методические указания (руководство) по созданию и обеспечению функционирования СМБД;
порядок установления целей и показателей в области безопасности движения, методы их расчета, мониторинга и контроля;
методы и инструменты менеджмента риска, реализуемые в организации холдинга "РЖД";
порядок информирования, организации и проведения аварийно-восстановительных работ, служебного расследования, организация учета и формирования отчетности о транспортных происшествиях, событиях, отказах технических средств, а также порядок действий в нестандартных ситуациях;
методы оценивания деятельности организации холдинга "РЖД" в области СМБД;
порядок регистрации и документирования информации в области безопасности движения;
порядок проведения внутренних проверок состояния безопасности движения и аудита СМБД;
документы, регламентирующие развитие Культуры безопасности в организации холдинга "РЖД".
7.7. Ввод в действие недостающих или дополнение существующих элементов СМБД
На завершающем этапе создания СМБД устанавливаются направления совершенствования тех элементов СМБД, которые имеются в организации холдинга "РЖД", но требуют улучшения, а также устанавливаются недостающие элементы СМБД и разрабатываются планы их создания, ввода в действие и последующего улучшения.

8. План создания СМБД считается выполненным, когда все цели и задачи, установленные в нем, реализованы в полном объеме.



Комментариев нет:

Отправить комментарий